О
“РУССКОЙ ДОКТРИНЕ” КАК ПОРОЖДЕНИИ БИБЛЕЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
Андреев В.Н.
“Центр динамического консерватизма объявил о работе по
созданию т.н. Русской доктрины (Сергиевский проект). Учредителями центра
выступили экономист, профессор МГУ, главный редактор журнала “Русский
предприниматель” Андрей Кобяков, философ Виталий Аверьянов, писатель Максим
Калашников (псевдоним, подлинное имя – Владимир Кучеренко”.
(http://kreml.org/news/88305073)
Ох, уж эти политологи, социологи, экономисты, писатели,
философы, и пр., и пр. Вместо того чтобы заняться настоящим жизнеречением на
благо всего российского общества, а если на это не способны, то хотя бы
прислушаться к тому, что давно уже сделано другими не философами, не
политологами и не социологами, они занимаются поиском того, чего не знают сами,
но называют это “национальной идеей”, и, главное, ищут везде: в древнем Риме, в
Византии, в древней Руси, на Западе, на Востоке, но только не в современной
России.
Наверное, пора уже задуматься: можно ли сегодня продолжать
серьёзно относиться к поиску с целью последующего заимствования для России идей
будущего жизнеустройства там, где такие идеи по тем или иным причинам канули в
Лету или не подтверждают свою жизненную пользу.
Но задумываться не хотят и создают очередной центр поиска -
“Центр динамического консерватизма”. Если, хотя бы, заглянуть в словарь
иностранных слов, то можно увидеть, что понятие КОНСЕРВАТИЗМ означает
“приверженность ко всему устаревшему, отжившему; враждебность и противодействие
прогрессу (в общественной жизни, науке, искусстве и др.)". Следовательно,
добавление к этому слову слова “динамический” означает, что “приверженность ко
всему устаревшему, отжившему, враждебность и противодействие прогрессу” -
динамическая, т.е. активная, возрастающая. Возникает вопрос, можно ли
рассчитывать на то, что такие динамические консерваторы предложат обществу
что-либо новое?
Результатом одних поисков может быть, к примеру, труд под
названием “Политическая анатомия”, в котором превыше всего поставлена идеология
и полностью отсутствует понятие методологии.
А для оформления результата другого поиска организуют за счет
русских предпринимателей поездки в экзотические места, например, в Грецию, в
которой, как сообщается, “…на легендарном греческом острове Корфу недавно прошел
общественный форум “Русская неделя на Корфу". Среди организаторов этого
мероприятия, которое проводится уже в четвертый раз, значатся Федеральная служба
по военно-техническому сотрудничеству, Данилов ставропигиальный мужской
монастырь, благотворительный фонд “Русский предприниматель”. В проведении форума
участвовали посольство России в Греции и губернатор Керкиры (так греки называют
остров)…
В рамках форума состоялись конференция и “круглый стол”,
посвященные обсуждению концепции нового глобального документа, который авторы
назвали Русской доктриной. Документ этот - плод коллективного труда известных
российских ученых и экспертов. Авторский коллектив весьма велик - несколько
десятков человек, но к ключевым фигурам можно отнести двоих - редактора журнала
“Русский предприниматель” Андрея Кобякова и философа Виталия Аверьянова.
Проект адресован не элите общества, а самому обществу. Внешне это фолиант
форматом стандартного листа бумаги в 350 страниц…”.
Судя по всему, это была обычная увеселительная поездка для
многих её участников, ибо российское общество находится в России, а не на о.
Корфу, в Греции. Оглашение же Русской доктрины не в России, а за рубежом
вызвано, скорее всего, необходимостью быть ближе к тем, кто заложил финансовые
основы для её создания.
Указанные авторы этого труда полагают, что “Русская доктрина”
“становится одной из первых коллективных работ, призванных дать нам как нации
собственное ‘оружие сознания’, дать такие инструменты, которые не позволят
разрушать наш национальный менталитет”.
Всех их роднит одно: оперирование большим количеством
фактологического материала из истории и современности, на основе которого
делаются очевидные выводы, например, об отсутствии у государства целеполагания
или о страшном кризисе, в котором находится Россия, безысходности её нынешнего
положения. При этом, выковав “оружие сознания", они в упор не видят очевидного
для многих: те, кто оплачивает их труд, их увеселительную поездку в Грецию, сами
были и остаются причастными к сегодняшним неурядицам в России.
Их коллективные труды – результат, прежде всего, их
нравственности, находящейся за пределами Божиего промысла, их политической
слепоты, глухоты и трусости, выражающейся в боязни признать интеллектуальное
лидерство в формировании национальной идеи за другими. Но вот, что странно, при
всём этом нет-нет да “потаскивают” они кое-какие чужие мысли и идеи (к примеру,
вместо уже широко известного понятия о том, что “Россия является региональной
цивилизацией, равнозначной в истории всем прочим региональным цивилизациям” они
выдают нечто типа: “цивилизационная идентичность”), и к тому же, вопреки
физиологии, немотой не страдают. Наоборот, забыв про свой динамический
консерватизм, кричат во всё горло, что нужна демократия, нужна новая элита,
нужна аристократия, нужно так, как там, в Риме, в США и т.п.
Общеизвестно, что все процессы в мироздании носят
колебательный характер. Гармония Мира предполагает синхронизацию всех
составляющих его колебаний. Существует некий ритм временнуго характера, который
является ведущим и объединяющим все другие ритмы в единую колебательную систему.
Биологические организмы, и люди, в частности, получают один и тот же
синхронизирующий их биологический и социальный ритмы сигнал извне. Другое дело,
если чья-то система не готова к его восприятию или игнорирует его. В этом случае
происходит рассогласование ритмов, что неминуемо приводит некую систему к
десинхронизации. Результат – функциональные расстройства системы. В таком
состоянии, очевидно, и находятся многие политически невидящие и неслышащие.
Пора бы им уже спуститься на Землю, осмотреться и придти к
выводу о том, что, игнорируя Закон времени и находясь в мировоззренческом сне,
они многое проспали и потому не увидели того, что прямо перед глазами. Оно тут,
совсем рядом, давно бытует и внедряется в жизнь России. Проспали, как проспали
когда-то ученики Иисуса Христа молитву в Гефсеменском саду, хоть он трижды
приглашал их вместе с ним помолиться Богу, а они не смогли побороть сон и выдали
потом пригрезившееся им распятие за реально свершившееся.
И не случайно, что авторы коллективного труда под названием
“Русская доктрина” в меру своей нравственности прикрывают её именем русского
святого Сергеям Радонежского, и избрали для её презентации о. Корфу, очевидно,
место заказчиков Доктрины, прикрывая его славным именем другого русского,
флотоводца Ф.И. Ушакова, а не Россию. Очевидно, полагают, что так будет
убедительнее выглядеть их коллективный труд.
Как сообщается, прежде чем поехать на о.Корфу авторы
потрудились на славу:“…в течение трех месяцев предварительной разработки
Сергиевского проекта был проведен цикл семинаров, в ходе которых создана
концепция Русской доктрины, а также сложился круг соавторов и экспертов,
участвующих в ее создании. При этом разработчики Русской доктрины открыты к
сотрудничеству [rusdoctrina@mail.ru ] с другими заинтересованными организациями
и экспертами. (http://kreml.org/news/88305073)
А если бы они потрудились не три месяца, а, скажем, полгода,
и им бы поставили другую цель, то они смогли бы написать, наверное, какую-нибудь
“Всемирную доктрину”?
Какова цель этой работы? “Перед участниками Сергиевского
проекта поставлена амбициозная цель (опять умалчивается, кто её поставил):
описание мировоззрения и первоначальная проработка программы консервативных
преобразований в современной России. При этом решается двуединая задача: дать
точный анализ нынешней ситуации и предложить комплексное видение того, каким
образом Россия может сохранить свою цивилизационную идентичность и стать в XXI
веке мировым лидером…”. К сожалению, редакция журнала “Политический класс” в
меру своего непонимания того, что читателей давно уже интересует, в первую
очередь, мировоззрение, с позиций которого рассматривается та или иная проблема,
опубликовала лишь две главы, самые, видимо, интеллектуально “крутые", в которых
речь идёт о партийном строительстве и государственном устройстве. О
мировоззрении нет ни слова. Это говорит о том, что коллективу журнала и, прежде
всего, руководству редакции вопросы мировоззрения представляются малопонятными и
потому не могущими представлять интереса для читателя.
В отличие от редакции журнала “Политический класс”, при
анализе опубликованных материалов по “Русской доктрине” мы будем опираться на
мировоззренческий стандарт Концепции общественной безопасности (далее – “КОБ"),
опубликованной в 1992 году под эпическим названием “Мертвая вода”. Авторы КОБ -
Внутренний Предиктор СССР. Кстати, хотелось бы спросить авторов и всех
причастных к созданию “Русской доктрины”: “Чем вы были заняты в 1992 году, когда
появилась КОБ"? Понятно, что ведущий философ
“Аверьянов Виталий Владимирович (род. 1973). Кандидат
философских наук. Научн. сотрудник Института Философии РАН. Председатель Совета
учредителей Общества сохранения литературного наследия (www.litnasledie.ru). Был
главным редактором газеты “Православное книжное обозрение”, разработал ряд
информационных издательских, сетевых проектов, выступал как публицист во многих
периодических изданиях. Автор книг “Священное Предание и секулярная традиция”
(2002), “Природа русской экспансии” (2003). Поэт и исполнитель своих песен” ещё
учился, а те, кто постарше? Почему не заметили её появления в обществе ни в
апреле 1995 года (когда в Санкт-Петербурге во Дворце молодежи проходила
надпартийная конференция, на которую были приглашены представители всех
действующих в то время партий, и на которой КОБ была предана широкой гласности.
Кстати, тогда всем партиям было сделано предложение объединиться на базе КОБ),
ни в ноябре 1995 года, когда КОБ проходила парламентские слушания в
Государственной думе и была одобрена ею; ни в декабре 1997 года, когда на
платформе КОБ было создано всероссийское общественное движение “К Богодержавию”;
ни в августе 1998 года, когда на базе КОБ в зале Политехнического музея г.
Москвы проходила международная конференция, посвященная 50-летию холодной войны
- информационной войны; ни в декабре 2003 года, когда в выборах в
Государственную Думу приняла участие Концептуальная партия “Единение”,
политической платформой которой была и продолжает оставаться КОБ; не замечаете и
сейчас, когда многие сайты Интернета обсуждают концептуальные материалы,
появляющиеся ежемесячно в виде Текущих моментов, или аналитических записок? В
качестве первого шага к сотрудничеству, которое вы всем предлагаете, мы советуем
вам обратиться к Интернет сайтам: vodaspb.ru, globalmatrix.ru и ознакомиться с
представленными там концептуальными материалами.
Ну, а теперь вернемся к опубликованным главам “Русской
доктрины” и посмотрим на них с позиций вышеприведенного мировоззренческого
стандарта. Поскольку рассмотрению подлежит лишь две главы, что составляет
незначительную часть “Русской доктрины”, то на полный учет всех положений этого
мировоззренческого стандарта мы не претендуем.
Краткий анализ рассматриваемых материалов позволяет
представить их в виде следующих тезисов.
Тезис первый “О кризисном положении, в котором находится
Россия” .
- “на современном этапе Российское государство переживает
глубокий кризис целей;
- наиболее возмутительная черта политической психологии
современной России… самооценка политической элиты как временщика;
- не все даже патриотически ориентированные политические
деятели понимают опасность революционного сценария: кажется слишком
соблазнительным одним махом упразднить прогнившую государственность”;
- принятие в качестве аксиомы неких международных правил
игры, правил конкуренции…, начиная с правления Никиты Хрущева, который полностью
принял ‘вызов Алена Даллеса’ (директора ЦРУ, Доктрина 1945 г.) и вынудил Россию
вступить в неравную схватку с Западом там, где необходимо было от схватки
уклониться. Результатом игры по чужим правилам стало Cмутное время конца XX
века, поставившее под угрозу духовную суверенность России;
- успех стратегии холодной войны, развернутой на этом фоне
западным сообществом, достигнут за счет применения деструктивных технологий;
(перечислять их не будем, они четко изложены в Доктрине Совета национальной
безопасности США № 20/1 от 18 августа 1948 года, которую следовало бы упомянуть
авторам “Русской доктрины”);
- для подлинного развития России оказалось явно недостаточно
свободного рынка. Рынок представляет собой болото…;
- Россия в начале 1990-х годов очутилась в рамках
добровольного заложничества, в которых очень многое сразу, вдруг, оказывается
нельзя, не позволено, в том числе и то, что другим ведущим мировым политическим
игрокам можно.
Тезис второй “О партийном строительстве в будущей России”.
- …новые политические реалии потребуют и новых форм
государственности;
- имя новых политических форм позаимствуют из отечественной
традиции: …наши старые Земские соборы…; принципом соборного зова был не выбор
депутатов, но отбор общинами лучших и важнейших своих представителей, ‘лучших,
крепких и разумных людей’. Как отмечают исторические источники, это было
сословно-корпоративное представительство;
- …соборное политическое устройство не исключает, а
предполагает партийную распределенность идейных позиций;
- партии в России будущего должны складываться более
естественно - вокруг реальных жизненных интересов нации;
- …две основные политические идеи, вокруг которых могло бы
произойти органическое строительство партий будущей России, - это, во-первых,
идея державности (духовной суверенности нации, цивилизационной и личной
состоятельности и чести русского гражданина) и, во-вторых, идея социальной
правды (единства справедливости и ответственности, гармонии всех слоев и частей
нации на основе их взаимного уважения и признания разумных прав друг друга);
- …соответственно и сами политические силы назовем условно
‘державники’ и ‘народники’, хотя вряд ли стоит рассчитывать прийти к
двухпартийной системе сразу и навсегда.
- …в современной РФ партия власти все больше превращается в
носительницу полубессознательного, но вполне реального бюрократического
фундаментализма;
- …при этом партии власти последних 10 лет воспроизводили
принцип деидеологизации ради стабильности. Особенно ярко этот принцип проявился
в ‘Единой России’;
- …мы должны отдавать себе отчет в том, что партийная система
в нынешнем мире теряет значение и деградирует.
Тезис третий “О триаде государственного строительства”
- суть допущенной ошибки в отказе от единственного
целеполагания, которое может и обязано иметь государство, от единственной
очевидной для него политической цели - служения интересам нации;
- России нужно гармоническое сочетание демократии,
аристократии и автократии;
- …если рассматривать демократию как внешний инструмент
воздействия на политику России, то такая демократия должна быть отброшена…;
-…пример новой демократизации - требование повышения в России
будущего значения плебисцитарных форм принятия политических решений. Верховная
власть в России должна сделать референдум одним из регулярных средств
легитимизации своих решений через голову бюрократии и элит;
-… древнее русское понятие ‘самодержавие’ значительно шире
его общепринятой узкой трактовки как неограниченной власти единоличного
монарха…;
- …русское слово ‘самодержавие’ употреблялось в том же
значении, в котором в Европе употреблялось слово ‘суверенитет’, что
соответствует также русским словам ‘полновластие’ или ‘независимость’… В
постсоветской России принцип самодержавия был фактически утрачен, что немедленно
сказалось на качестве, эффективности и дееспособности государства…;
- для формирования полноценной государственности необходимо
сочетание демократии с другими политическими началами - автократическим и
аристократическим..;
- демократическая процедура, особенно на общегосударственном
уровне, меньше всего воспринимается в современной России как народное
завоевание; пока демократия в России не сделала социальную систему более
совершенной, чем она была раньше;
- демократия была принята политическим классом… как
квазирелигиозная ценность…На поверку оказалось, что эта политическая религия -
прикрытие для элиты временщиков;
- доктрина государства, признавая демократию одним из путей
властестроительства, рассматривает политический народ как совокупность
прошедших, настоящих и будущих поколений, образующих государство как
исторический субъект. Такое понимание демократии существовало в средневековой
России и обозначалось термином ‘соборность’…;
- …соборность предполагает солидарное стремление к общему
благу средствами государственной власти…;
- …в древности политические философы пришли к убеждению, что
оптимальной формой правления является смешанная, соединяющая в оптимальной
пропорции все три политических начала (демократическое, автократическое и
аристократическое)…;
- …национальной властью России должна стать совокупность трех
государственных начал - демократии, компетентной аристократии и единоначалия в
их конкретных политических формах;
- …три принципа государственного устройства: принцип
демократии, принцип … аристократического начала в государстве как начала,
основанного на компетентности и обладании реальным знанием государственных и
общественных дел ;монархический принцип единоначалия;
- …мы считаем, что спор о конкретной форме государственного
устройства является тактическим и вторичным по отношению к вопросу о путях смены
и обновления правящего слоя России…;
-…политическая элита в ходе истории нащупывает оптимальную
форму государства, подготавливая для нее почву, воспитывая нацию для принятия и
усвоения самых благородных политических институтов;
- …должна происходить и непрерывная выработка новой
аристократии - смыслократии, которая доказывает свои права на особую
политическую роль в государстве путем постоянного творческого усилия:
-… монархия могла бы увенчать государственное устройство как
ее зрелый цвет; проект восстановления монархии может разрабатываться на
конкурсной основе.
При этом авторы Доктрины используют навязанные обществу
стереотипы: государство переживает глубокий кризис идей; опасность
революционного сценария; укрепление демократии; ценности конкурентоспособности;
деструктивные технологии; демократические институты; политический класс; идеалы
духовной суверенности и социальной правды и др.
Трудно возражать против прописных истин, указанных авторами
“Русской доктрины” в отношении современного состояния России. Они известны всем
на собственном опыте и описаны в той или иной форме в КОБ. Сожалеть приходится,
что авторы не рассматривают ситуацию в России с позиций глобального
исторического процесса.
Но когда идут рассуждения об элите, как временщике, нам
хотелось бы подчеркнуть, что современная элита себя временщиком не считает,
больше того она борется за свое будущее и готовит из своих детей преемников (с
экранов телевизоров не сходят репортажи о тусовках отпрысков Собчака, Бородина,
Гайдара, Немцова и др. представителей элиты, а депутат Госдумы А.Митрофанов
открыто заявляет, что это - цвет будущей элиты). Авторами Доктрины делается
правильная оценка о том, что “современная политическая элита России - трусливая
и наглая. Она по существу своего положения и происхождения не может и не желает
исполнять функции правящего слоя суверенной державы”. Она всегда была такой.
Отсюда, очевидно, и возникло у авторов работы понятие об элите, как временщике.
На наш взгляд, отсюда вытекает оценка ее поведения - она ведет себя как
временщик: после меня хоть потоп (а это не одно и то же). Кроме того, надо
понимать, что элита - продукт толпо-“элитарного” общества, в будущей России, как
обществе справедливого, нравственного жизнеустройства, элиты не будет, и в этом
смысле элита - временное явление, но она этого, ещё раз подчеркиваем, не
понимает.
Авторами Доктрины, на наш взгляд, правильно оценена опасность
революционного сценария в современной России, на который её толкают некоторые
политические деятели, и что наглядно проявилось в полном революционного
экстремизма интервью известного полковника ГРУ В.Квачкова, обвиняемого в
покушение на главу РАО “ЕЭС” А.Чубайса, главному редактору газеты “Завтра” А.
Проханову. Но, кроме понимания этой опасности, авторы не до конца оценивают
ситуацию в России с точки зрения возможной революции. Опасно для России
очередная революция? Да, опасна. Но этого сказать мало. А существует ли в стране
революционная ситуация? Об этом они умалчивают.
В отличие от них авторы КОБ дают обоснования того, что на
самом деле в России нет революционной ситуации!
“Если же смотреть на вопрос о революциях и силовом взятии
государственной власти в свои руки политической партией или политической идейно
вооружённой мафией с позиций миропонимания КОБ, то картина представляется
совершенно иной:
Революция и силовой захват власти не только не может быть
самоцелью, но и является той социальной катастрофой, которой необходимо
избежать” и далее
“… чтобы избежать революции, а также и для того, чтобы
привести общество к революции, надо понимать алгоритмику возникновения
революционной ситуации. Революционные ситуации, если понимать суть общественного
явления концептуальной власти, не возникают сами по себе стихийно, а
целенаправленно создаются той или иной концептуальной властью — большей частью
транснациональной или иностранной, для которой революция в определённой стране —
средство достижения целей своей политики в отношении неё”.
Также авторы Доктрины, рассуждая о партийном строительстве,
делают правильный вывод о том, что “партийная система в нынешнем мире теряет
значение и деградирует”, из которого следует заключение, что она отжила свой
век. Но сказать это открыто они не решаются и продолжают заниматься бесполезной
работой по выработке предложений, связанных с партийным строительством, типа:
- строить партии в России будущего на основе реальных
жизненных интересов нации и отечественных традиций, стремясь к созданию
двухпартийной системы на основе двух политических идеологий: идеологии духовной
суверенности – державники и идеологии социальной правды-народники;
- партии должны бороться друг с другом не за саму власть, но
за влияние на власть.
Исходя из этих целей, авторы в своих рассуждениях о партиях
обращаются сначала к новым формам государственности, которые, по их мнению,
будут напоминать Земские соборы. Они полагают, что “выборщики и представители на
Соборе выражают не личное мнение, но мнение тех, кого представляют, кто выдвинул
их в качестве своего голоса, своего органа в соборную работу всей земли. Задача
представителя на Соборе - адекватно выражать и воспроизводить наказ своего
сословия, своей корпорации, территории”. И тут же утверждают, “что соборное
политическое устройство не исключает, а предполагает партийную распределенность
идейных позиций”.
А теперь возникает вопрос к авторам “Русской доктрины”, как
определить “партийную распределенность идейных позиций”, сколько партийных
позиций должно быть в Соборе? И людьми какой нравственности будут являться
“выборщики” и представители с Соборе? По–вашему, выходит, что у каждого сословия
– своя идея, у каждой корпорации - своя, у каждой территории – своя. Чем
отличается ваше предложение от современного положения в партийном строительстве:
сословие, условно говорим, автомобилистов – своя партия, сословие пенсионеров –
своя партия, корпорация промышленников – своя партия, евразийцы - своя партия и
т.д.? И как, в таком случае, “партии боролись бы не друг с другом за саму
власть, но за влияние на власть; они не исключали бы друг друга из общества, а
предполагали бы и взаимодополняли друг друга как функциональные органы единого
государственного организма”? Скажите, как современные партии, представители
которых вошли в состав Государственной думы, могут влиять на власть, когда один
монстр всех перекрывает? И какой закон вы для них написали бы?
Но на этом партийная несуразица авторов “Русской доктрины” не
кончается. Они отсылают нас к идее партий в Византии, от нее переходят к
Великобритании, а затем к США. И, в конечном итоге, делают вывод, ориентируясь
на указанные страны, что “две основные политические идеи, вокруг которых могло
бы произойти органическое строительство партий будущей России, - это, во-первых,
идея державности (духовной суверенности нации, цивилизационной и личной
состоятельности и чести русского гражданина) и, во-вторых, идея социальной
правды (единства справедливости и ответственности, гармонии всех слоев и частей
нации на основе их взаимного уважения и признания разумных прав друг друга)”.
Сами политические силы они называют условно “державники” и “народники”.
По их мнению, “державники” будут представлять фундаментализм
традиционной российской государственности, собирательницы земель и
покровительницы народов, России как собора племен и вер. В основе имперской
системы ценностей будет лежать приоритет не количественный (перевод и пересчет
людей, племен и традиций в деньги, киловатт-часы и т.п.), а
духовно-политический. В то же время “народникам” (идеология социальной правды)”
отводится роль будущей соборной политической системы, задача которой заключалась
бы в том, “чтобы привести в гармонию сословия и корпорации внутри России”.
Дальнейшие рассуждения авторов о будущем партийном
строительстве в России можно не читать и не принимать во внимание, потому что в
последующих рассуждениях и предложениях по государственному устройству (см.
раздел “Триада государственного строительства”) партиям не отводится ни роли, ни
места. Больше того, при рассмотрении “Сословно-корпоративного управления” они
пишут: “Мы должны отдавать себе отчет в том, что партийная система в нынешнем
мире теряет значение и деградирует. Это предопределено уходом в прошлое эпохи
доминирующего индустриализма (для которой институт партий был органичен) и
становлением надиндустриальной формации, стремительностью перемен в экономике и
обществе, образованием новых социальных отрядов, кризисом доверия народа к
политикам”.
Вот и приехали, трусость, о которой говорилось выше, на лицо:
повторяем, открыто и прямо боятся сказать, что политические партии изжили себя,
не предложив ничего взамен. Как же, все их работодатели-предприниматели –
спонсоры состоят в тех или иных корпоративных партиях, а многие и в партии
власти. Сказать им, что они отслужили свой век, у них язык не поворачивается:
прекратят финансирование, на о. Корфу больше не съездишь, да и издаваться не на
что будет.
Так вот, господа “динамические консерваторы” авторы “Русской
доктрины”, то, что вы боитесь сказать, сказали за вас и уже давно авторы КОБ.
Вот, что ими написано в аналитической работе под названием “О текущем моменте
9(45) сентябрь 2005” (кстати, для вашего сведения, “Текущие моменты” выходят
из-под пера авторов КОБ, в её развитие, ежемесячно в течение многих лет, они
доступны общественности бесплатно, авторы деньги за них не получают, в отличие
от некоторых ваших авторов):
“Если же анализировать объективные процессы, происходящие в
пореформенной России, то вывод напрашивается однозначный: никаких партий (в том
классическом виде, в котором мы все привыкли понимать партию, исходя из своих
стереотипов восприятия партийного прошлого) сегодня в стране нет. А что есть? А
есть, как и в США, некоторое количество раскрученных “политических фигур” —
Зюганов, Жириновский, Явлинский и др.; есть отраслевые кланы (ставшие
собственниками Газпрома, РАО ЕЭС, РАО РЖД, нефтянка, липецкие и пр. — в своём
большинстве бывшие функционеры КПСС, ВЛКСМ и органов Советской власти); также
есть финансовые фонды, накачанные деньгами этих отраслевых кланов; есть и
партийные вывески — “Единая Россия”, КПРФ, “Родина”, ЛДПР, “Яблоко”, СПС и др.,
которые служат инструментом достижения целей отраслевых кланов.
Все отраслевые кланы в процессе глобализации по библейским
рекомендациям рано или поздно утрачивают свою национальную идентичность и
становятся частью глобальных отраслевых кланов, которые в принципе не могут
интересоваться судьбами народов тех стран, на территории которых та или иная
отрасль осуществляет свою деятельность. Всякий народ для глобальных отраслевых
кланов — всего лишь природные ресурсы (трудовые ресурсы) этих отраслей,
аналогичные в смысле возможностей купли-продажи таким природным ресурсам, как
нефть, газ, уголь, лес, руда и т.п.
А как же КПРФ и многопартийная система, которая была создана
в процессе перестройки? — спросят некоторые скептики. А они — всего лишь
инструменты достижения узкоклановых целей заправил той или иной отрасли.
Сегодня всякому должно быть понятно, что в XXI веке партии в
их прошлом виде — финансируемые за счёт членских взносов — существовать не
могут, поскольку таких 20-миллионных партий, какой была КПСС, в стране нет и
быть не может. Содержание же аппарата любой партии (зарплата освобождённым
чиновникам, офисы, связь, транспорт, печать, проведение съездов и т.д.) и
финансирование её деятельности в процессе политической активности — требует
больших финансовых ресурсов, которых у массы “рядовых” членов партии не может
быть в принципе (особенно в такой стране как вогнанная в нищету Россия). Поэтому
всё происходит, на первый поверхностный взгляд, строго в соответствии с XIX-м
протоколом “сионских” мудрецов: “Мы поделим всё общество на партии, а поскольку
все деньги будут у нас, то мы же и будем контролировать все партии”.
Вам господа, будущие “державники” и “народники”, это не
понятно или не приемлемо? Думаем, что больше, чем понятно, поэтому-то вы и не
отвели места и не обозначили роли предлагаемым вами двум партиям в
государственном устройстве будущей России.
Но вы можете задать вопрос, а как же без партий, кто же
идеологией будет заниматься? Почитайте весь указанный “Текущий момент”, в нем вы
найдете ответ на свои вопросы.
Необходимо сказать, что к вышеуказанному выводу авторы КОБ
пришли не сразу. Они всегда рассматривали вопросы партийное строительство с
позиций шести обобщенных средств управления обществом (методологический,
хронологический, фактологический, экономический, геноцид, военный) и относили
его к третьему приоритету – фактологическому. Напомним, что к нему относятся
вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактологии всех
отраслей науки. Следовательно, при рассмотрении вопросов партийного
строительства необходимо, прежде всего, вести речь об идеологии. А с ней
неразрывно связан такой вид власти, как идеологическая. Но самая главная власть
– это концептуальная власть, власть, определяющая концепцию жизнеустройства
общества. До авторов КОБ никто эту власть нигде и никогда не упоминал, власть
предержащие всех держали за лохов, и продолжают держать за таковых, в том числе
и с вашей помощью, и внушали им, что существует только три вида власти:
законодательная, исполнительная и судебная (не является ли это издержками
“римского права”, за которое вы так ратуете?). Понимая роль идеологической
власти, как власти, облекающей в притягательные для людей формы концепцию
жизнеустройства общества, авторы КОБ соответственно и выстраивали понятие
партийного строительства на новых, отличных от прежних, принципах. Поэтому они
ещё в 1992 году написали первую редакцию аналитической работы, посвященной
партийному строительству под названием “Теоретическая платформа всех мыслящих
партий”, а в 1999 году была написана новая редакция этой работы. В ней изложены,
в том числе, и мировоззренческие принципы партии. Не сочтите за большой труд,
господа авторы “Русской доктрины”, обратиться к указанным сайтам Интернета и
ознакомиться с этой работой, сравните с изложенными вами подходами в данном
вопросе.
Но с тех пор прошло много времени, мир менялся. Менялось и
наше общество, в том числе и под воздействием КОБ. И КОБ продолжала развиваться.
И как следствие были определены новые подходы к партийному строительству,
которые были указаны выше. Был получен и большой опыт по строительству
Концептуальной партии “Единение”, который также был учтен при определении новых
подходов.
Так, не только в теории, но и на практике были опробованы
подходы к новому партийному строительству в современной России. А вы только
находитесь в поисках. Поздно, господа хорошие, не стоит наступать на грабли
партийного строительства не только на опыте XX века, но и тем более увлекаться
визинтийской историей партийного строительства, а лучше вспомнить какой вред
Византийская империя нанесла России.
В разделе “Триада государственного строительства” авторы
Доктрины справедливо предъявляют претензии к современным государственникам,
обвиняя их в том, что в этой сфере:
- отсутствует целеполагания;
- выставлено в качестве стратегической цели государства -
укрепление демократии, которая не является народным завоеванием; демократия
воспринята политическим классом как квазирелигиозная ценность, что фактически
оказалось прикрытием для элиты временщиков;
- выставлена такая государственная цель как достижения
конкурентоспособности, что предполагает принятие в качестве аксиомы неких
международных правил игры, правил конкуренции;
- приняты западные жизненные стандарты.
Они предлагают оказаться от демократии как внешнего
инструмента воздействия на политику России, как сверхценности политического
устройства России, но вместе с тем признают демократию одним из путей
властестроительства, предлагая выстраивать процесс демократизации как требование
повышения в России будущего значения плебисцитарных форм принятия политических
решений.
По их мнению, формирование полноценной государственности
возможно путем сочетания демократии с другими политическими началами:
автократическим и аристократическим или другими словами строить национальную
власть России как совокупность трех государственных начал: демократии,
компетентной аристократии и единоначалия в их конкретных политических формах;
В их понимании новая аристократия, не что иное как
смыслократия, которая доказывает свои права на особую политическую роль в
государстве путем постоянного творческого усилия (если это претензия на роль
“концептуальной власти”, то “постоянное творческое усилие” посильно каждому
гражданину России, и, следовательно, каждому посильно встать концептуально
властным, т.е. “смыслократом”. Так что, “аристократия” тут ни при чем).
Завершить государственное устройство авторы Доктрины
предлагают восстановлением монархии.
Рассмотрим это подробно.
Итак, государственного устройства, по мнению авторов
Доктрины, должна опираться на гармоническое сочетание демократии, аристократии и
автократии, а также на принятие идей, высказанных в “Русской доктрине”, в
качестве руководящих. Это, по мнению авторов, воспроизведет триаду самосознания:
национальное-родовое-индивидуальное и не только не приведет к снижению уровня
демократии в России, но напротив будет способствовать выработке самостоятельных,
сильных, действенных форм демократической процедуры. Для этого предлагается
повысить требования значения плебисцитарных форм принятия политических решений,
в частности, сделать референдум одним из регулярных средств легитимизации
решений Верховной власти в обход бюрократии и элит. При этом, по мнению авторов,
сама же форма устройства власти не может быть чем-то раз навсегда данным и
определенным.
Первым принципом государственного устройства, как указано
выше, должен быть принцип демократии, при котором ключевые решения, требующие
всенародного обсуждения, должны приниматься самими гражданами, а также их
объединениями. В качестве инструмента предлагается система советов как групп
граждан равной численности, имеющих право обсуждать открытым или закрытым
голосованием и выносить решения по важнейшим политическим вопросам, с описанием
соответствующей процедуры принятия решений.
Другая форма государственной власти, предлагаемая авторами
Доктрины, является форма, напоминающая старые Земские соборы, куда будут входить
не избранные депутаты, а будет производиться отбор лучших и важнейших
представителей. Главное дело Земского собора - не разработка, а утверждение
новых законов.
Признавая демократию в качестве одного из путей
властестроительства, авторы Доктрины “рассматривают политический народ как
совокупность прошедших, настоящих и будущих поколений, образующих государство
как исторический субъект. Такое понимание демократии существовало в
средневековой России и обозначалось термином ‘соборность’. Соборность
предполагает солидарное стремление к общему благу средствами государственной
власти. Политическая воля народа в духе соборности - не механическое большинство
голосов, а выражение мнения нации как органического единства, в котором ни одна
из образующих его групп не получает превосходства перед другими в силу
численности или богатства.
С этим можно было бы согласиться, если бы авторы указали в
Доктрине пути становления прошедших, настоящих и будущих поколений в качестве
народа и пояснили, что они понимают под соборностью.
В отличие от них авторы КОБ не спешат называть эти поколения
народом и утверждают, что мы жили и всё ещё живем в толпо-“элитарном” обществе,
принцип которого заключается в том, что каждый работает в меру понимания на
себя, а в меру не понимания на того, кто больше понимает. При этом они принимают
определение толпы, данное В.Г.Белинским, как собрание людей живущих по преданию
и рассуждающих по авторитету. Преодолеть такое состояние и превратиться в народ
толпа может лишь путем получения полного доступа к знаниям (вопрос
государственной политики) и личностного преображения каждого человека, помятуя о
том, что “…поистине, Бог не меняет того, что (происходит) с людьми, пока они
сами не переменили того, что есть в них” Коран, Сура 13:12). Только на этом пути
можно достичь “соборности”. Соборность – это не что иное, как коллективная
деятельность, но не всех людей, а людей поднявшихся до уровня человеческого типа
строя психики (так как авторы Доктрины об этом умалчивают, то напомним, что типы
строя психики по КОБ бывают: животный, зомби, демонический, человечный и
опушенный в противоестественность под воздействием табака, алкоголя, наркотиков.
О типах строя психики см. Приложение № 2). Поэтому соборность не может быть
втиснута в оргштатное расписание партийных организаций, в устав и программу
партий (даже если они не пустое словоблудие). Кроме того, она не терпит
толпо-“элитарной” этики личностных отношений, но способна проникать в любые
структуры, в том числе и государственные, где есть люди.
Оперирование авторами Доктрины такими старыми стереотипами
как “элита”, “правящий слой” (отошли от “правящего класса”) постоянно вводит их
в заблуждение и побуждает к поискам механизмов обновления правящего слоя. Это
всё происходит из-за отсутствия у них понятия “концептуальной власти”. Восполним
этот пробел:
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ несёт на себе:
· распознавание факторов, оказывающих давление среды на
общество;
· формирование векторов целей в отношении фактора,
оказывающего давление;
· формирование целесообразной, целенаправленной функции
управления структурным и бесструктурным способами, т. е. концепции управления
достижением цели развития общества.
Концептуальная власть — начало и конец всех контуров
управления, высший из видов внутриобщественной власти. Она АВТОКРАТИЧНА, т.е.
самовластна по своей природе и игнорирует “демократические” процедуры общества,
не видящие её или не желающие признать её автократию[1].
Авторы КОБ считают, что “…главная проблема действительно
демократического устройства общества не в способах и в сроках голосования.
Главная проблема построения истинного народовластия — в
построении такой организации жизни общества, при которой самовластье
концептуальной власти доступно всем, в силу чего самовластье не может стать
антинародным. Здесь корень демократии-народовластия, поскольку
предиктор-корректор концептуальной власти — начало и конец всех
внутриобщественных контуров самоуправления”. (ВП СССР, “Мертвая вода”, часть I)
В качестве второго принципа государственного строительства
авторы Доктрины, стоя на позициях толпо-“элитарного” общества и считая, что
“спор о конкретной форме государственного устройства является тактическим и
вторичным по отношению к вопросу о путях смены и обновления правящего слоя
России”, предлагают выстроить, “аристократический этаж государственного строя”
на основе компетентности и обладания реальным знанием государственных и
общественных дел, путем формирования неизбираемых компетентных советов (Сенат,
Государственный совет). Функциями такого органа будет осуществление постоянной
законосовещательной, консультативной и директивной работы по государственному
управлению. Этот орган мыслится авторами Доктрины, как несменяемое учреждение,
формируемое “на одну четверть из представителей военно-служилого сословия, на
одну четверть из представителей духовного сословия с решительным преобладанием
представителей Русской Православной Церкви, на одну четверть из представителей
академических и университетских корпораций и на одну четверть пополняется по
назначению главы государства”. Ну, никак не могут они жить без принципа
толпо-"элитаризма", постоянно ищут для элиты теплое, уютное место.
При этом текущая работа по составлению законов, собиранию и
согласованию законодательных инициатив будет передана в ведение специальных
коллегий профессионалов при Сенате.
Но авторы Доктрины не пишут, что же за профессионалы будут
заниматься законодательным творчеством. И для нас вполне понятно, почему они
этого не делают. Потому что авторы нигде не затрагивают психологические аспекты
управления и не знают, что все достижения культуры, как духовной, так и
овеществленной (обычно называемой “материальной”), все теоретические знания и
практические навыки (теоретически формализованные и неформализованные), как
профессиональные, так и бытовые, освоенные индивидом, — только приданое к его
строю психики, а не выражение достоинства человека, о чем говорится в Приложении
№ 2 к настоящему анализу.
Третий принцип гармоничного государственного устройства
–монархический принцип единоначалия авторы Доктрины предваряют обоснованием
принципа самодержавности предлагаемого государственного строительства, исходя из
того, что понятие “самодержавие” значительно шире его общепринятой узкой
трактовки. Ими предлагается употреблять слово “самодержавие” в значение слово
“суверенитет”. “Самодержавие-суверенитет- по мнению авторов - одна из высших
форм осуществления свободы, и национальной , и личной, так как Русское понятие
самодержавия включает в себя прежде всего позитивный аспект, это не только
независимость от чьего-либо чужого суверенитета, но и концентрация в едином
властном полномочии огромной государственной мощи”.
В постсоветскй России, по мнению авторов, принцип
самодержавия был фактически утрачен, что немедленно сказалось на качестве,
эффективности и дееспособности государства.
По нашему мнению, этот принцип был потерян гораздо раньше, в
послесталинский и последующий периоды существования СССР. Причиной этого
послужило попадание страны, по недомыслию её руководителей, под внешнее
концептуальное управление, которое активно использовало антисоветские
информационные технологии. К сожалению, о причине потери принципа самодержавия
авторы Доктрины умалчивают, хотя и говорят о добровольном заложничестве России в
начале 1990 годов.
“Мы стоим, пишут авторы Доктрины, перед задачей
восстановления традиционного понимания природы государства, то есть внутреннего
самодержавия как единства, полномочности государственной власти и ее
сосредоточенности на актуальных исторических задачах.
Проект восстановления монархии, по мнению авторов Доктрины,
может разрабатываться на конкурсной основе либо путем:
- восстановлением старой монархии правящей династии
(Романовых);
- прямого избрания монарха на Земском соборе;
- воспитания монарха с детских лет под опекой и контролем
правящего слоя.
Это позволяет, по мнению авторов Доктрины, сосредоточить
власть принимать конкретные и чрезвычайные решения в одних руках и одной голове
(президент, правитель и т.д.), являющийся одновременно верховным
главнокомандующим. Это должен быть национальный лидер.
Поскольку монархия является, пишут авторы Доктрины,
органической формой осуществления самодержавия, то она должна вызреть, а в
качестве переходного периода может быть использована диктатура, как
кратковременная форма правления.
Авторы прекрасно понимают, что “приход к монархии после
длительного периода удаления правящих династий от власти не может произойти
легко и безболезненно. Одним из наиболее вероятных путей учреждения вновь
монархии в России было бы сознательное решение правящих сил, институтов,
согласное с народным общественным мнением”.
Нам представляется не безынтересным привести в данном анализе
подход к трактовке понятия “самодержавия” с позиций мировоззренческого
стандарта, используемого авторами КОБ. Они опираются в данном вопросе, в том
числе, и на позицию В.О.Ключевского. Вот что они пишут в аналитическом сборнике
“Об искоренении глобальной угрозы международного терроризма”, Санкт-Петербург,
2004 г.:
“… в основе самодержавия лежит произвольное выражение каждым
того желающим общественных интересов как таковых, позволяющее отличить интересы
общественные от частных. В Концепции общественной безопасности это называется
концептуальной властностью. Концептуальная власть — власть автократичная, т.е.
самовластная: и соответственно “самовластье” — это неотъемлемый атрибут
самодержавия. И если самодержавие не вырождается в самовластье ради самовластья
или не противится Промыслу Божиему, бездумно ссылаясь на те или иные старые или
новые догмы, а действует осознанно осмысленно в русле исповедания Промысла, то
это — Богодержавие.
И с начала ХХ века Россия нуждается не в самодержавии
исключительно государя (главы государства при той или иной форме
государственности), а в Богодержавном самодержавии общества как такового, когда
знания и навыки, необходимые для осуществления концептуальной власти, а равно —
для выявления, осознания и выражения общественных интересов, — доступны всем и
каждому, кто того пожелает. Это исключает возможность злоупотребления
концептуальной властью со стороны того или иного меньшинства, преследующего свои
частные корпоративные интересы в ущерб воплощению в жизнь интересов
общественных[2]. Это и есть демократия как истинное народовластие”.
Авторы “Русской доктрины” завершают свои предложения по
формированию государственных органов власти рассмотрением вопроса, связанного с
сословно-корпоративным управлением и соотношения государства и местного
самоуправления. При этом, как говорилось выше, подчеркивается тезис о том, что
партийная система в нынешнем мире теряет значение и деградирует, а посему ни для
одной из партий не просматривается ни роли, ни места в государственном
устройстве. Лишь опосредовано говорится о том, что “политическая элита (возможно
партийная?) в ходе истории нащупывает оптимальную форму государства,
подготавливает для неё почву, воспитывая нацию (каким образом?) для принятия и
усвоения самых благородных политических институтов”.
Авторы также подчеркивают, что парламентская система в
современной России дискредитировала себя (растет пассивность электората) и
предлагают “создать рядом с партийно-политическими институциями (какими?
деградирующими?) представительство реально существующих в стране социальных,
профессиональных и корпоративных групп (а как дела у них будут обстоять с
партийной принадлежностью?)”, как дополняющие деятельность Сената: Военный
совет, Совет традиционных религий России, Стратегический совет, отраслевые
советы экспертов. При этом авторы Доктрины полагают, что корпоративное
представительство способно ограничить вредный для интересов государства и
общества теневой лоббизм (очевидно, заменив его открытым лоббизмом).
В качестве местного самоуправления предлагается
самоуправление территориальных общин. Община - первичная политическая ячейка
нации. Местное самоуправление, по мнению авторов Доктрины, должно сопрягаться с
органами государственной власти.
Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе
управления, осуществляемого ими и координация взаимодействия разных структур по
мнению авторов Доктрины, входит в компетенцию Сената. В частности:
- осуществление этического и политического надзора (ценза)
над высшими органами государственной власти и высшими должностными лицами
государства;
- принятие решений о несоответствии отдельных министров и
парламентариев цензу, предъявляемому к их должностям;
- констатация невозможности исполнения главой государства
своих полномочий вследствие непреодолимых причин, включая состояние его
здоровья, а также совершение им государственного преступления;
- отклонение кандидатур на должность главы государства;
- объявление недействительными актов главы государства,
изданных от его имени во время его пребывания в плену неприятеля или под
влиянием иной враждебной воли.
Рассмотренные выше предложения по государственному устройству
не могут быть оценены нами как абсолютно непригодные, так как в них содержатся и
рациональные зерна. Но отсутствие системного подхода, отсутствие методологии,
понятия видов власти и обобщенных средств управления обществом, отсутствие схем
и функций управления и, самое главное, описания органа, несущего обществу
концептуальную власть, не позволяют авторам Доктрины сделать свои предложения
логичными и завершенными, приводят к ошибочным мнениям, типа восстановлении
монархии.
На основе вышеприведенного анализа опубликованных журналом
“Политический класс” двух глав из “Русской доктрины” можно сделать следующие
выводы:
1. Мировоззренческий стандарт авторов Доктрины не может быть
оценен по причине его отсутствия в опубликованных материалах.
2. Авторы Доктрины владеют фактологическим материалом
исторического и современного характера, но не проявили в указанных материалах
знания методологии управления.
3. Реальное положение дел в России оценивается не совсем
точно, у авторов нет понимания концептуальной неопределенности, в котором
находится страна, и соответственно не обозначены пути преодоления концептуальной
неопределенности.
4. В предложениях не просматриваются положения какой-либо
теории управления.
5. В материалах полностью отсутствуют психологические аспекты
управления социальными процессами и не затрагиваются вопросы нравственности, как
основы любой доктрины, концепции и т.п.
6. Предлагаемая авторами “Русская доктрина” не отражает сути
глобального исторического процесса.
8. Принимая во внимание вышеприведенные выводы, основанные на
двух опубликованных главах, можно с уверенностью сказать, что “Русская доктрина”
является очередным порождением библейской концепции жизнеустройства, внешней для
России, на которой основано толпо-"элитарное” общество, и не может быть “оружием
сознания нации”.
9. Авторы Доктрины, придерживаясь “динамического
консерватизма” и проводя пиар-кампанию ещё не опубликованной работы, содержащей
секретные материалы, не подлежащие оглашению широкой общественности,
уподобляются коммерсантам средней руки, стремящимся подавить конкурента на
рынке, забывая при этом, что нравственности и справедливому жизнеустройству не
нужна никакая реклама, ибо ими не торгуют. А народ быстро разберется, что к чему
и почему!
_________________________
[1] Термин “концептуальная власть” имеет и второе
дополнительное значение, являющееся следствием только что объясненного первого:
концептуальная власть — это и власть над обществом определённой концепции, по
которой осуществляется общественное самоуправление.
[2] Соответственно этому, интересно обратить внимание, что в
своих работах времён революции 1905 — 1907 гг. (в общем-то в то же время, когда
В.О.Ключевский написал свои заметки) И.В.Сталин, провозглашая лозунг “Долой
самодержавие!”, не единожды его уточнял “Долой царское самодержавие!”
(Сочинения, т. 1, стр. 80, 88), а одна из его статей 1907 г. прямо называется
“Самодержавие кадетов или самодержавие народа?”, в которой прямо утверждается,
что “победа революции — это диктатура (самодержавие) пролетариата и
крестьянства” (Сочинения, т. 2., стр. 20), — т.е. по его мнению итогом революции
должно было стать самодержавие трудящегося большинства населения, а не
обособившейся от народа правящей “элиты”, которая, как показывает история, в
силу своей продажности, к самодержавию не способна, даже если и несёт в себе
притязания на самовластье.