Сергиевский проект возник в начале 2005 года как замысел
формирования новой аналитической команды, призванной создать широкую
объединяющую общество концепцию консервативных преобразований в России, собрать
под эту идею лучшие интеллектуальные силы и силы предпринимателей, неравнодушных
к будущему страны. У истоков проекта стояло руководство Фонда “Русский
предприниматель”, руководство журнала “Русский предприниматель”,
выпускаемого Фондом. В
январе 2005 года выкристаллизовалась инициативная группа, состоящая из
нескольких предпринимателей, близких Фонду и журналу, и трех
инициаторов-экспертов, ставших соучредителями аналитической структуры Фонда
(Центра динамического консерватизма): Андрея Кобякова, Виталия Аверьянова, Владимира Кучеренко.
Тогда же в ходе обсуждения пришло название первого начинания
Сергиевского проекта – “Русская доктрина”. Предполагалось, что внутри большого
Сергиевского проекта могут развиваться несколько родственных инициатив:
аналитическая структура Фонда “Русский предприниматель” со своим автономным
режимом работы и собственной траекторией развития, издательские и информационные
проекты, клуб идейно близких предпринимателей и государственных деятелей,
общественное движение, отстаивающее принципы и проводящее в жизнь положения
“Русской доктрины”.
Инициаторы и организаторы сообщества остановили свой выбор на
имени св. преп. Сергия Радонежского – вечного защитника и покровителя России, не
раз являвшегося в самые трудные для нее времена. При этом к дням памяти
Преподобного никакие мероприятия специально не приурочивались, хотя зачастую
оказывалось, что важные для Сергиевского проекта события происходили в дни, так
или иначе связанные с именем Радонежского подвижника.
В пределе создатели Сергиевского проекта видели и видят в нем
новый общественный центр собирания человеческого капитала, притяжения
творческих, инновационных ресурсов нации, при этом и воспитания в обществе
способности к преобразованиям на базе нашего исторического наследия, в духе
провозглашенного Русской доктриной динамического консерватизма. Если пытаться
искать параллели тому жанру и функциям, которые свойственны Сергиевскому
проекту, то можно с известной степенью условности упомянуть программу “Япония в
XXI веке” или программные документы Проекта “Новый американский век” (Project
for the New American Century), разработанные американскими “неоконсерваторами”
под руководством П.Вулфовица, Д.Чейни и Ко. Однако духовный и идейный
заряд Русской доктрины и Сергиевского проекта в целом глубоко своеобразен и
связан с традициями нашей культуры.
Работа над Русской доктриной походила в три этапа.
В феврале-апреле 2005 года Фонд “Русский предприниматель”
провел цикл семинаров, в результате которых замысел был отточен а одновременно с
этим сложился костяк будущей команды, определены основные соавторы и члены
редколлегии Доктрины. Затем о начале работы над документом было объявлено
публично, было также опубликовано интервью В.Аверьянова приглашением всех желающих к участию в проекте.
В мае-июле того же года был собран и переработан огромный
корпус материалов, предоставляемых экспертами и консультантами Русской доктрины.
Изначально была установка на то, что круг авторов, приносящих в общую копилку
свой материал, круг экспертов, предлагающих уточнения, критические замечания и
указания, будет широк – разработчики поставили перед собой задачу
аккумулировать общественный опыт, а не породить замкнутую на себе концепцию.
Команда работала по сетевому принципу: каждый принимал в создании документа
посильное участие, члены редколлегии активно помогали друг другу в определении
идейных векторов и кристаллизации духовного, культурного и политического смысла
Доктрины.
Наконец, в августе-сентябре была проведена большая работа по
систематизации и выстраиванию Русской доктрины как единого текста и целостной
общественно-политической платформы, учитывающей разнообразнейшие пристрастия и
оттенки, поколенческие и культурные противоречия патриотической среды. Основная
нагрузка при сведении воедино материалов Доктрины и их переплавке в соответствии
с общим соборным пониманием легла на двух составителей и редакторов – Виталия
Аверьянова и Андрея Кобякова. Помимо роли редакторов, эти разработчики были и
ведущими соавторами труда, привнесшими в него максимум идей и формулировок,
написавшими значительную часть Доктрины. Впрочем, как отмечают другие участники
проекта, в тексте Доктрины мысль одного соавтора легко и органично перетекает в
мысль другого, порождается непрерывность авторского понимания (то есть, в
сущности, взаимопонимания). При этом невольно приходила на ум метафора, что
Русская доктрина не интеллектуальная схема, насыщенная идеями и трактовками
разных авторов, а живой смысловой организм. Поэтому решено было отказаться от
точного указания авторства тех или иных глав и параграфов – “авторство” в
Доктрине разлилось по тексту и порою просто не может быть четко определено.
Возник эффект соборной работы, что само по себе является уникальным результатом.
Создатели Доктрины стремились выработать единый стиль
мышления и языка, который отразил бы в себе все богатство и внутреннюю динамику
большого авторского коллектива (около 70 участников), а через него – и
современного российского общества. Насколько удачно в целом решена эта задача –
судить читателям.
О судьбе Сергиевского проекта и Русской доктрины после ее публикации читайте
в разделе ХРОНИКА