В РОССИИ ПОСТРОЯТ СУВЕРЕННУЮ ТЕОКРАТИЮ?
Светский строй страны — под угрозой
Недавно в рамках таинственного Всемирного Русского народного
собора была проведена презентация внушительного тома под названием “Русская
доктрина”. 800-страничный том презентовали два зама председателя ВРНС —
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и председатель одного
из Союзов писателей Валерий Ганичев. Том был представлен митрополитом как некая
“надстройка” над неким “базисом”, что сразу напомнило присутствующим набившую
оскомину марксистскую фразеологию. Вообще-то подобными доктринами забит
Интернет, и можно было бы не обращать внимания на очередной опус. Если бы он не
был озвучен со столь высокой трибуны.
Авторский коллектив, среди которого, к сожалению, мы не нашли
ни известных экономистов, ни философов, ни политологов, ни историков, бойко
излагают свои взгляды на происходящее в России и за ее рубежами. Сенсационная
откровенность авторов доктрины — в том, что, наверное, впервые на столь высоком
церковном уровне (митрополит Кирилл все-таки не последний человек в РПЦ)
заявлена “возможность перехода (России. — “МК”) из режима светского
государства в режим государства конфессионального (по примеру Израиля, Таиланда,
Мавритании, Иордании)”. “Приоритетными партнерами государства” в деле построения
теократии должны стать три “организации, представляющие три традиции —
православное христианство, ислам и буддизм”. Особенно умиляет в этом тексте, что
три мировые религии просто названы “организациями”. Слава Богу (во всех
смыслах), что хоть “в настоящий момент следует признать целесообразным режим
светского государства”.
Авторы смело прибегают к словотворчеству, как-то не утруждая
себя лишними усилиями, чтобы объяснить читателю, что они вкладывают в тот или
иной термин. Читателю предоставлена возможность самому трактовать столь
необычные, к примеру, термины, как “смыслократия” или “сетевая Святая Русь”.
Вообще, чтение “Русской доктрины” — занятие чрезвычайно увлекательное, поскольку
авторы совершают едва ли не на каждой странице какое-нибудь сногсшибательное
открытие. Вот, к примеру: “Россия — это система стропил, поддерживающих свод над
всеми народами мира, дарующая мировому целому равновесие и стабильность”. Если
вдруг произойдет развал России, то авторы доктрины считают, что “в полном
соответствии с нынешней Конституцией единственно верным решением является
объявление режима национального самовосстановления, вплоть до партизанской
войны”. Причем не утруждают себя ссылками на соответствующие места Основного
закона России.
Нынешняя власть в течение 8 лет выстраивала “вертикаль
власти”. Но авторы считают, что цель доктрины — “не снос нынешнего
хаосократического государства, а его смыслократическое преобразование”. Стало
быть, сегодняшняя Россия — государство “хаосократическое”. В переводе на русский
язык — в России сегодня властвует хаос. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Весьма воинственно. Это отражается даже в названии глав:
“Нужна официальная история”, “Мирской фронт Православия”, “Принципы
рекрутирования правящего слоя”, “Сверхновые русские как “атакующий класс”
технореволюции”. Российским реформаторам прошлых веков и не снились такие
горизонты, которые разворачивают авторы доктрины. Основная ее цель — “создание
протогосударства, основанного на идеологии национального возрождения”. Причем,
по замыслу авторов, это протогосударство будет поначалу сосуществовать с
нынешним “хаосократическим” государством, постепенно врастая в него.
При всей новизне и необычности идей марксистские догмы, как
родимые пятна, с головой выдают происхождение авторов: “Власть — путем скачка —
обратится к идеологии, отвечающей традиционным, проверенным веками принципам
русской цивилизации”. А чтобы не было споров, что считать “истинными
принципами”, авторы предлагают “свое видение национальной истории” и считают
необходимым “принять непротиворечивую официальную концепцию истории Отечества”.
Это бесхитростное предложение уж больно напоминает грубоватую сентенцию
полковника Скалозуба, который предлагал шибко умным российским дворянам
“фельдфебеля в Вольтеры дать”.
Немало места в доктрине уделено самой запутанной проблеме —
национализму. Отбрасывая чуждые нам национализмы, авторы смело определяют: “Наш
национализм совсем другого рода: ценна не нация сама по себе, а национальная
традиция в ней; нужно позаботиться о том, чтобы нация, даже изменяясь и
развиваясь во времени, не изменяла самой себе. В истории России
государство-нация выступает не как отдельное племя, а как сиротский приют,
усыновляющий племена. Многие иноплеменники по мере осознания ими своего
подданства Русскому государству стали называть себя русскими”. Авторы
запамятовали, что с петровских времен наша страна именовалась Российской
империей. Даже православная церковь вплоть до 1918 года была не Русской, а
Российской. И это обозначало многонациональный характер империи и Церкви.
Кстати, к составлению доктрины были приглашены и новорусские
богословы. Они утверждают: “Россия явила долгожданный в истории синтез
духовно-политической империи и интерконфессионального сверхгосударства, то есть
“римской” и “греческой” форм Катехона — “Удерживающего” (термин апостола Павла
во 2-м послании к фессалонникийцам). России удалось добиться небывалого в
истории гармонического синтеза культур и племен, мирной христианизации и
ассимиляции, создания сверхнациональных и сверхконфессиональных коалиций и
союзов… Россия как тип своеобразной “правильной” империи представляет собой
исключительное государство…” Даже славянофилам позапрошлого столетия такие
дифирамбы своей Отчизне и не снились.
Авторы доктрины свободно обращаются не только с терминами, но
и с цифрами. Они утверждают, что с “русским православием отождествляют себя
около 129—125 миллионов жителей России (порядка 85% населения) и десятки
миллионов соотечественников за рубежом”. В другом месте они заявляют, что
“великороссов в России более 80%, славян — более 85%”. А куда делись 20
миллионов российских мусульман? Где 30% атеистов?
Авторы доктрины делают сногсшибательный вывод: “По
официальной методике ООН, это мононациональное государство, в котором есть
национальные меньшинства”. Что это за таинственная методика? Если учесть, что в
последней российской переписи отсутствовали две графы — национальность и
вероисповедание, то непонятно, откуда взяты эти цифры? Это очень важно выяснить,
поскольку авторы намереваются строить в России теократическое государство и даже
указывают, каким образом необходимо это сделать: “Русская Доктрина провозглашает
несомненным условием будущего возрождения и усиления России — союз государства с
Церковью, и с другой стороны, теснейший союз Церкви с обществом. Государство
должно подхватить инициативу Церкви, поддержать курс на духовную, моральную и
политическую консолидацию народа. Русская вера (еще один новый термин! — С.Б.)
всегда включала в себя задачи построения земной, посюсторонней социальной
системы, не бегства от мира, но его преображения и, как результат, миродержавия
(созидание духовно-политической цитадели против разрушительных сил)”. Что авторы
забыли постановление Архиерейского собора РПЦ, запретившего священнослужителям
принимать участие в политической деятельности?
На пути создания теократического государства, похоже,
придется отказаться от многих ненужных излишеств. “Средства массовой информации
нигде в мире не доказали, что могут обходиться без цензуры, не скатываясь в
информационное насилие и нравственную беспринципность. Свобода слова не должна
автоматически считаться правом на общедоступность к выражению своего частного
мнения перед массовой аудиторией”. Авторы доктрины не могут не понимать, что это
процесс непростой, и придется прибегнуть к репрессиям. Однако, успокаивают они,
“когда мы говорим о репрессиях, мы имеем в виду не столь жесткие меры, которые
использовались Сталиным или Иваном Грозным. На этот раз они должны носить скорее
идейно-политический характер и ограничиваться лишением статуса и в (ряде
случаев) конфискацией имущества”. Придется прибегнуть и к национализации:
“придется национализировать активы, являющиеся объектом хищнической
эксплуатации, активы ТЭК и отраслей, важных для безопасности государства,
систему винно-водочной торговли, все латифундии”. Понятно, что для этого нужны
особые люди. Авторы доктрины предусмотрели и это: “для реализации этих
амбициозных целей нам нужен атакующий класс, предпринимательский и
управленческий (иерархически-сетевой), “мотор” нового развития, “спецназ
истории”. Чтобы вырастить его, авторы предлагают создать Государственный комитет
жизнеспособности народа и “объявить в России режим Чрезвычайного
демографического положения на 5 лет”. Видимо, в течение этих пяти лет россиянки
должны рожать ежегодно, и желательно по два-три ребенка сразу.
Авторы предлагают радикальные меры для оздоровления России.
Оказывается, мешает Конституция. Они считают, что “действующая Конституция
страдает множеством пороков. В этой связи Русская доктрина допускает и
рассматривает два варианта конституционных преобразований (принятие Конституции
новым Учредительным собранием, ликвидацию Основного закона как правового
излишества)”. Среди врагов грядущих преобразований — США, Европа, сторонники
Киотского протокола, “зеленые” и правозащитные международные организации. И,
конечно же, нацмены: “Только в 2002 году выходцы из трех закавказских республик
вывезли из московского региона на свою родину около 10 млрд. долл. США, что
составляет примерно 1/10 российского федерального бюджета. И лишь единицы из них
легально платят налоги в российскую казну”. Сегодняшние российские политики, по
мнению авторов доктрины, ничего не могут сделать, ибо “современная политическая
элита России — трусливая и наглая, она по существу своего положения и
происхождения не может и не желает исполнять функции правящего слоя суверенной
державы. Необходимы железная воля и разумное смирение, чтобы сообщить нашей
государственной системе новую сложность”. Эти качества явит новая “аристократия,
благородное воинское сословие в разных культурах. Это образ воинствующей
цивилизации справедливости и милосердия”.
Расширенная презентация “Русской доктрины” произойдет в
начале ноября, незадолго до думских выборов. Интересно, что доктрина
вырабатывалась в недрах Всемирного русского народного собора, главой которого
является Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Впервые Доктрина
была представлена в храме Христа Спасителя, где обычно проходят съезды ВНРС.
Этот странный Собор зарегистрирован в Минюсте как общественная организация.
Настораживает то, что сам ВНРС, являясь общественной организацией, располагается
на территории Свято-Данилова монастыря. Неужели Русская Церковь, посредством
некой общественной организации, предлагает государству перреписать Конституцию,
распустить правительство, национализировать предприятия ТЭК и провести для
порядка “не столь жесткие” репрессии?
Ловко оперируя давно забытыми марксистскими терминами,
владыка Кирилл на презентации популярно объяснил, что “Русская доктрина” — это
не “базис, а надстройка”. Если перевести это “плетение словес”, что получается:
ОВЦС претендует на то, чтобы стать Идеологическим отделом при несуществующем ЦК
КПСС? Как тут не вспомнить труженика пробирной палаты Козьму Пруткова,
создавшего бессмертную пьесу под названием “Фантазия”. Именно так зовут в пьесе
хозяйскую собачку, которая постоянно теряется. Персонажи ищут ее с криками:
“Фантазия! Фантазия потерялась!” Похоже, в ОВЦС считают, что в России потерялась
идеология и долг православных граждан состоит в том, чтобы помочь согражданам
обрести ее.
Предусматривает ли Устав Русской Церкви подобные маневры? В
нем ясно сказано, что на патриархе лежит обязанность печалования перед властями
за своих прихожан, когда государство перестает видеть в них людей. Но ни слова
нет о том, что Церковь должна заниматься политиканством. Ее цель —
миссионерство, благотворительность, духовное просвещение народа. Неужели
православным пастырям нечем заняться в стране, которая страдает от наркомании,
пьянства и в которой более миллиона беспризорных детей?
Сергей Бычков
(Московский комсомолец, 12.09.2007)