Глава 14. ПОСТСОВЕТСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
4. Модели интеграции: теория и практика
При этом нельзя сказать, что экспертное сообщество
пробуксовывает в части порождения конструктивных идей и разработки целостных
механизмов интеграции на постсоветском пространстве. У экспертов есть ясное
понимание роли России в интеграционных процессах как своеобразного “сетевого
менеджера” – и это понимание стало основой для создания целого ряда моделей
интеграции. Причем моделей самых разнообразных – от объединения по
конфедеративному принципу до структур с весьма высоким уровнем централизации.
Более того, отдельные эксперты заглядывают и в более отдаленную перспективу, и
выходят за пределы постсоветского пространства, вводя, к примеру, понятие
“Восточноевропейской конфедерации”.
К сожалению, в силу указанных выше причин, все эти модели
пока лишены шанса на практическое претворение в жизнь. Паче того, политическое
безволие российской политической элиты уже не первый год тормозит единственный
реальный практический интеграционный процесс – создание единого Союзного
государства России и Беларуси. А ведь важность этого проекта трудно переоценить:
его успешная реализация стала бы именно тем самым позитивным опытом, модельным
примером для других государств постсоветского пространства, который так
необходим. В Союзном государстве появилась бы возможность “обкатать” схемы – с
тем, чтобы в дальнейшем предъявить их потенциальным партнерам в качестве
положительных примеров изменений, которые несет с собой интеграция.
Более того, именно Конституционный акт Союзного государства
(проект которого все никак не сдвинется с уровня обсуждения) помог бы ответить
на вопрос, как должно выглядеть – и какие формы принимать – новое
государственное строительство на постсоветском пространстве. Тем более что та
концепция, которую содержит нынешний проект, представляется нам едва ли не
оптимальной: на законодательном уровне предлагается декларировать равенство всех
участников союза, и в то же самое время подтверждается роль России как
очевидного лидера нового образования.
В XXI веке мир вступил в новую фазу своего развития – фазу,
когда основными субъектами мировой экономики становятся макрорегионы. Это делает
задачу интеграции на постсоветском пространстве особенно актуальной. Грубо
говоря, возможны только два пути развития нынешней ситуации на постсоветском
пространстве: или здесь будет сформирован полноценный макрорегион, или
пространство будет “растащено” по другим макрорегионам. Наша задача – не
допустить развития событий по второму сценарию.
Возможны только два пути развития нынешней ситуации на
постсоветском пространстве: или здесь будет сформирован полноценный макрорегион,
или пространство будет “растащено” по другим макрорегионам. Наша задача – не
допустить развития событий по второму сценарию.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ