Глава 12. РУССКАЯ НАУКА
5. Реструктуризация системы высшего образования и науки
Определение приоритетов общих и стратегических научных
исследований и утверждение общенациональных государственных программ научных
исследований, в том числе в рамках общенациональных проектных программ
ресурсного и инфраструктурного развития, а также расчет соответствующих
кадровых, материальных и технологических потребностей осуществляется
Министерством высшего образования и науки в соответствии с решениями Совета по
стратегическому развитию.
Приоритетные области научных исследований определяются с
учетом предложений экспертных советов при СБ, Президиума РАН,
Научно-технического совета и академических учреждений Минобороны, СВР и ФСБ.
На основании подготовленного перечня приоритетов в областях
фундаментальных наук, а также перечня первоочередных программ межрегионального
ресурсного и инфраструктурного развития, Совет по стратегическому развитию по
представлению Миннауки и экономических отраслевых ведомств формирует сводный
коллектив специалистов для разработки Перспективного плана
научно-технологического развития России, рассчитанного на десятилетний срок.
При разработке Перспективного плана используются сводные
данные Временной комиссии по технической инвентаризации и Временной кадровой
комиссии о состоянии материально-технологической и кадровой базы научных
исследований на общенациональном и региональном уровне.
В соответствии с Перспективным планом научно-технологического
развития Министерство высшего образования и науки готовит и представляет на
обсуждение Совета по стратегическому развитию расчет потребности научного и
образовательного кадрового потенциала для выполнения всего комплекса программ,
предусмотренных Перспективным планом НТР, и вносит предложения по привлечению
дополнительных кадров, в том числе из состава научных работников из бывших
республик СССР.
На основании расчета кадровых и материально-имущественных
потребностей Перспективного плана научно-технологического развития России
Министерство высшего образования и науки по согласованию с Научно-техническими
советом и с учетом сводных данных Комитета по государственному контролю
представляет в Совет по стратегическому развитию план реструктуризации системы
высшего образования и науки, который затем утверждается Советом Безопасности.
При составлении плана реструктуризации высших образовательных
и научно-исследовательских учреждений целесообразность их дальнейшего
государственного финансирования по прежней специализации либо перепрофилирования
и кадровой санации оценивается по следующим критериям:
– сохранность научных школ, качество кадрового потенциала и
материально-технологической базы научной и образовательной деятельности;
– объем профильной научной продукции и ее актуальность для
решения экономических и социальных задач в рамках новой национальной парадигмы
развития;
– качество управления научными и образовательными
учреждениями, в том числе распоряжения имуществом;
– формы и характер участия граждан и институтов иностранной
юрисдикции в деятельности научных и образовательных учреждений;
– общеобразовательное значение разрабатываемых научных
направлений и дисциплин, их востребованность в новых функциональных рамках;
– национальная и региональная потребность в квалифицированных
кадрах соответствующего профиля;
– национальная и региональная потребность в квалифицированных
кадрах смежного профиля, диктующие необходимость внутрипрофессионального
перепрофилирования.
Реструктуризация учреждений образования и науки может
предусматривать переподчинение учреждений с общенационального уровня на
межрегиональный (окружной) с финансированием из региональных источников.
Напротив, региональные образовательные учреждения, представляющие особую
ценность для реализации программ общегосударственного значения, могут
приобретать соответствующий статус.
Реструктуризация системы высшего образования предусматривает
участие частных учебных заведений и частных научно-исследовательских и проектных
организаций в выполнении государственных программ экономического и социального
развития.
Лицензирование государственных и частных высших учебных
заведений и научно-исследовательских институтов и аттестация преподавательского
и научного состава осуществляется специальными комиссиями Аттестационной службы
Комитета по государственному контролю.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ