Глава 3. ПРОРЫВ К СИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
8. Образовательный статус русского языка
Без воссоздания и развития почти полностью утратившей свою
самобытность национальной русской школы невозможно сколько-нибудь
длительное существование других национальных школ, всегда уважаемых и
поддерживаемых в России, – все будет сметено “общекультурными ценностями”
глобалистической цивилизации. Одним из важнейших средств национального
воспитания должно стать обучение русскому языку, при этом важно культивировать
благоговение перед родным языком и благодарную любовь к нему.
Преподавание в школах и вузах России должно осуществляться только на русском
языке. Школы, где часть предметов преподается на других языках, должны иметь
специальный статус этно-культурных, задачей которых является сохранение и
развитие культурных традиций той или иной народности России, однако такое
преподавание может осуществляться в качестве дополнительных занятий, а не вместо
уроков русского языка.
Статус русского языка как государственного должен быть
утвержден предельно жестко. Экзамены по русскому языку должны быть частью общей
государственной экзаменационной системы и стандарта образования. Причем таким
образом, что незнание или плохое знание языка будет значительно сокращать
образовательные и карьерные перспективы.
Должна быть разработана специальная программа охранения и
развития русского языка. Ее основные моменты:
1. Русский – единственный язык государственного
делопроизводства, политики, общегосударственных СМИ, науки, армии и стандартов.
2. Варваризмы, в случае наличия эквивалентов или синонимов в
русском языке, должны вытесняться (эффективным языковым фильтром способна
выступить именно система образования).
3. Должна вестись планомерная политика поощрения
риторического самоуглубления языка. В системе образования должны вырабатываться
не только навыки гладкой унифицированной современной речи, но и навыки
употребления архаизмов, славянизмов, местных, диалектных слов и выражений. В
национальной языковой доктрине необходимо закрепить идею исторического единства
русского языка от “Повести временных лет” до наших дней. Преподавание
древнерусской литературы должно вестись в значительном объеме в рамках курсов
русской словесности, причем в неадаптированном виде. Стилистически грамотное
употребление архаизмов и славянизмов не должно засчитываться в качестве ошибок в
школьном и вузовском преподавании.
4. Нация должна погрузиться в глубинные пласты своего языка,
заново научиться ценить его как средство создания новых смыслов, как способ
передачи тончайших нюансов и оттенков семантики. Развитие языка должно быть
противопоставлено тупой стандартизации; напротив, для конкуренции с иноязычными
вторжениями русский язык следует поддерживать в предельно обогащенном и
многовариантном состоянии; на государственном уровне должна вестись разработка и
фиксация стилей, необходимых в той или иной общественной и жизненной ситуации;
наличие многих стилей, каждый из которых применим к своему предмету, – это
охранная грамота жизненности и упругости языка. Ни в коем случае нельзя
допускать упрощения, стандартизации и канцеляризации речи.
5. В учебных программах по русскому языку, наряду с морфологией, должна быть
специально выделена и хорошо разработана этимология, должно ощутимо проступать
родство с церковнославянским и греческим языками. В СМИ, средствами литературы и
искусства необходимо постоянно вести популяризацию этимологических истоков
нашего языка во всем их огромном объеме и многообразии.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ