На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

Андрей Кобяков

Русская доктрина: Как нам преобразить Россию?

 

В Греции на острове Корфу состоялось первое обсуждение коллективного труда известных российских ученых и специалистов, объединившихся с целью дать системную картину состояния нынешней России и масштабное видение комплекса преобразований, необходимых для восстановления традиционной мощи и жизнестойкости нации. Подобная работа предпринимается впервые за многие десятилетия.

На острове русской славы

С 7 по 11 октября в Греции прошел очередной – четвертый по счету – ежегодный общественный форум “Русская неделя на Корфу”. Непосредственным организатором форума был фонд “Русский предприниматель” при поддержке Федерального агентства РФ по военно-техническому сотрудничеству и Посольства РФ в Греции. Об этом событии “Российская газета” сообщала в номере от 18 октября.

Традиция проведения таких мероприятий на греческом острове Корфу была заложена в октябре 2002 года, когда в центре города Керкиры был торжественно открыт памятник адмиралу Федору Ушакову – гениальному русскому полководцу, ставшему спасителем острова от французских оккупантов и одним из создателей Республики семи соединенных Ионических островов – первого демократического государства в новой истории Греции. Штурм считавшейся неприступной с моря крепости Корфу стал одной из ярчайших побед легендарного русского адмирала, не проигравшего за свою жизнь ни одного морского сражения.

Дни памяти Федора Ушакова вызвали большой отклик и в Греции, и в России. Эта акция показала, насколько важно для обоих народов возвращение к общей истории, к духовным корням, к прошлому, без которого нет и не может быть будущего. Встреча на Корфу принесла и практические результаты: в доверительной, дружественной атмосфере, сложившейся в ходе мероприятий, завязывались деловые контакты, впоследствии перешедшие в реальные бизнес-отношения. Успех “русских дней на Корфу” стал побудительным мотивом для организации последующих форумов в Греции в 2003 и 2004 годах.

В программу “Русской недели на Корфу” в этом году входили: визит на Корфу большого десантного корабля “Азов” Черноморского флота; праздничная служба в храме Иоанна Предтечи с вручением храму иконы Федора Ушакова – святого, считающегося покровителем российских моряков; крестный ход, в котором помимо гостей из России приняло участие, возможно, почти все население города Керкира; возложение венков к памятникам нашему адмиралу и Иоанну Каподистриа – первому главе независимого Греческого государства; парад военных оркестров; гала-концерт на площади перед крепостью с участием российских и греческих артистов и музыкальных коллективов; праздничный фейерверк; двухдневный кинофестиваль в Ионической академии; приемы и ужины от имени посла России в Греции Андрея Вдовина, от имени губернатора Ионических островов и мэра Керкиры, от имени командования Черноморского флота; интересные экскурсии, встречи.

Проект консервативных преобразований

Но безусловно главным событием форума этого года стала предварительная (неофициальная) презентация амбициозного труда, озаглавленного “Русская доктрина (Сергиевский проект)”, подготовленной большой группой отечественных ученых, мыслителей, политологов, политиков, публицистов и экспертов-профессионалов в различных областях деятельности. Масштабная работа (364 страницы типографского текста формата А4 или 45 авторских печатных листов) была подготовлена по инициативе Фонда “Русский предприниматель” под эгидой Центра динамического консерватизма.

Учредителями центра выступили: экономист, главный редактор журнала “Русский предприниматель”, к.э.н. Андрей Кобяков, философ и идеолог, к.ф.н. Виталий Аверьянов, писатель Владимир Кучеренко (псевдоним – Максим Калашников). Помимо них в состав основных авторов и членов редколлегии Русской доктрины вошли: известный экономист, д.э.н. Александр Анисимов, главный редактор интернет-сайта “Правая.Ру”, к.и.н. Илья Бражников, политолог, к.и.н. Ярослав Бутаков, ученый и писатель, д.ф.н. Петр Калитин, председатель Консервативного совещания, идеолог и публицист Егор Холмогоров, политический аналитик Константин Черемных.

Работа над Доктриной продолжалась в течение семи месяцев с марта 2005 года. Всего в ней приняли участие более 60 авторов, экспертов и консультантов, среди которых около десятка докторов наук, и около 30 кандидатов наук.

Широкий спектр доктринальных положений, фундаментально аргументированных, основанных на тщательном анализе тенденций и сопровождаемых необходимыми историческими экскурсами, охватывает множество направлений от мировоззрения и идеологии до внешней политики, от проблем образования до принципов построения эффективной и органичной для России экономики, от сфер национальной безопасности, оборонной политики и строения вооруженных сил до социальной политики, от роли государства до форм самоорганизации народа и его элиты, от проблем права до различных аспектов культуры, от демографической ситуации, проблем миграции и межнациональных отношений до отдельных перспективных проектов, способных вывести страну из стагнации на прорывный путь устойчивого динамического развития.

Следует отметить, что все эти положения являются не разрозненным набором идей – их связывает единый системный подход, опора на традиции России, ориентация на органическую связь и гармонию с русским цивилизационным кодом. Принимая во внимание большое число участников работы, добиться этого было чрезвычайно нелегко.

На презентации, которая происходила в конференц-зале пятизвездного отеля Corfu Imperial, соредакторы “Русской доктрины” А. Кобяков и В. Аверьянов подчеркнули, что представленный труд не является завершенным комплексом абсолютно отшлифованных и не подлежащих изменению догм. Это лишь первый этап на пути создания программы позитивных консервативных общественных преобразований. “Русская доктрина” остается открытой для всех желающих принять деятельное участие в доработке и усовершенствовании этой программы. Публикация и презентация труда преследует цель создать точку притяжения для всех тех интеллектуальных и политических сил, которым небезразлична судьба страны и которые понимают ущербность нынешнего пассивного следования в фарватере чуждых для России идей и концепций. С учетом всей этой работы, которую еще предстоит выполнить, “Русская доктрина” сможет претендовать на значение всеобъемлющей программы преодоления нынешнего системного кризиса России и ее развития на почве традиционных ценностей – программы, имеющей консолидирующее значение для российских элит незападнической ориентации.

Первые отклики экспертов

Сразу после презентации и на следующий день во время круглого стола, посвященного обсуждению представленной работы, стали появляться первые отклики на Доктрину и мнения о ней присутствовавших на мероприятии независимых экспертов, политиков и представителей СМИ. Причем завязавшаяся дискуссия имела хотя и весьма острый, но отчетливо конструктивный характер.

Главный редактор журнала “Политический класс”, автор и ведущий телевизионной программы “Что делать?” Виталий Третьяков, отметив свою в общем высокую оценку труда и одновременно высказав ряд критических замечаний и предложений, вместе с тем выразил опасение, что труду грозит определенная “маргинальность” в экспертном сообществе, в частности из-за присущего работе непривычного синтеза, как он выразился, “религиозно-мистического” и “рационального”. Правда, в конце своего выступления В. Третьяков заверил собравшихся, что лично приложит усилия к тому, чтобы способствовать “засветке” и продвижению идей Доктрины, популяризации этого важного начинания в общественном сознании.

Возражая на один из тезисов выступления В. Третьякова, ученый и публицист, автор бестселлера “Почему Россия не Америка” Андрей Паршев напомнил присутствовавшим об изданном в 2001 году коллективном сборнике статей “Распад мировой долларовой системы”, в числе авторов которого были и несколько нынешних экспертов Русской доктрины. Так же как и сейчас, тогда авторов прогнозов грядущего кризиса современной мировой финансовой системы упрекали в “маргинальности”, а их идеи в СМИ освещались с непременной едкой иронией. Ну и куда делась теперь эта ирония?.. Те идеи, которые еще вчера казались кому-то “маргинальными” и экзотичными, теперь стали мейнстримом. А. Паршев предложил авторам свое участие в дальнейшей работе над Доктриной, которое было с энтузиазмом принято.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев, несмотря на короткое время, которое было у участников обсуждения для ознакомления с Доктриной, продемонстрировал редкостное внимание к документу, особо ценное, учитывая чрезвычайную загруженность работой политиков такого ранга, указав авторам на имеющиеся конкретные противоречия на различных страницах текста. Учитывая пятилетний опыт работы в качестве посла России в ЕС, В. Лихачев с особым интересом ознакомился с внешнеполитическими и геополитическими разделами труда, призвав авторов, в частности, в дальнейшей работе над Доктриной учесть особую важность в нынешних условиях аспектов международного права, в формировании которого Россия должна активно участвовать. Высоко оценив как концептуальную, так и практическую направленность программной разработки, а также отметив тот факт, что российская власть сегодня испытывает колоссальный дефицит идей, В. Лихачев высказал намерение оказать содействие в ознакомлении представителей власти с идеями Русской доктрины и в организации обсуждения их в различных экспертных советах.

Известный социолог и публицист Александр Ципко назвал появление Русской доктрины “беспрецедентным событием в русской истории и политической жизни”. Несмотря на столь лестную оценку, он подверг отдельные положения труда острой критике, в частности, отметив свое несогласие с авторами в части позитивной оценки советского периода истории страны в целом, и отдельных политических деятелей той эпохи, в особенности. В качестве главного недочета он указал на недостаточную проработанность вопроса о влиянии советского периода на менталитет нации. В этой связи некоторые положения работы показались ему излишне “романтичными”, имеющими мало шансов на претворение в жизнь, особенно принимая во внимание нынешний крен в обществе в сторону сугубо практических, приземленных задач и целей.

Как ни парадоксально на круглом столе ему возразил один из тех, кто непосредственно следит за барометром социальных предпочтений – генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров. Он отметил, что главное достоинство представленной работы не в степени научной проработанности отдельных исторических этапов или социальных феноменов. Доктрина, по его мнению, выходит за рамки чисто научных дискуссий, так как призвана решать иные задачи. В частности, она должна служить своего рода “общественно-политической утопией”, в некоторой степени тем идеальным образом, который задает “полюс тяготения” и векторы общественного развития. Многие из нас, заметил, В. Федоров, включая и авторов Доктрины, занимаются и будут заниматься научными исследованиями в своей повседневной деятельности, и в этом процессе мы будем постоянно приближаться к истине. Но обществу для его развития необходим мировоззренческий идеал и ясный набор иерархически выстроенных ценностей. “Ученые объясняют мир, а надо его преобразовывать”, – заявил г-н Федоров. Именно на решение этой важнейшей задачи и были нацелены, по его мнению, усилия авторов Русской доктрины.

В ходе обсуждения работы ценные замечания высказали: председатель правления Союза писателей России, один из руководителей Всемирного русского народного Собора, профессор Валерий Ганичев, лидер Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, главный редактор информационного агентства “Русская линия” Анатолий Степанов, научный редактор журнала “Эксперт”, руководитель рейтингового агентства “Эксперт РА” Дмитрий Гришанков, главный редактор газеты “Русский курьер” Сергей Фролов, заместитель председателя Ассоциации политических экспертов и консультантов Александр Нагорный, издатель Сергей Тимченко и др. В работе круглого стола также приняли участие представители ряда российских министерств и ведомств, руководители крупных финансовых структур, предприниматели, аналитики, журналисты.

От “догоняющей модернизации” – к стратегии развития

Необходимость от бесконечных и ни к чему не обязывающих поисков “национальной идеи” перейти к разработке комплексной и практически ориентированной программы национального возрождения авторов побудило болезненное состояние российского социума. Как всегда бывает во время революций, слом прежнего строя жизни в 90-е годы высвободил мощные общественные энергии. Но новая стратегия развития, способная консолидировать общество, так и не была предъявлена. В результате выплеск общественной энергии получил не позитивное, а преимущественно негативное направление.

Кризис порядка, криминализация жизни, обстановка бездуховности вызывают тревогу и острое неприятие со стороны здоровых общественных сил. К сожалению, того же нельзя сказать обо всем обществе, которое оказалось беззащитным перед деструктивными процессами в силу очевидного дефицита духовного, нравственного иммунитета. Приходится констатировать прогрессирующее разложение общественного организма, разрушение социальных скреп, идущие процессы вырождения нации.

Общество в целом оказалось не способно активно сопротивляться, противостоять разрушительным тенденциям, а крепкая национальная элита (“отцы общественного семейства”), которая, осознав всю фатальность идущих процессов, могла бы встать на защиту всего общественного организма, выработать меры по укреплению его иммунитета, к сожалению, еще практически не сложилась. Скорость процессов болезненных изменений и скорость адаптации к ним оказались несопоставимы.

Одним из симптомов тяжелой болезни общества, свойственной “смутным временам”, является массовая эмиграция. За годы реформ страну покинули больше наших сограждан, чем во время гражданской войны. Причем уезжают не люмпены, не авантюристы – уезжают ученые, инженеры, преподаватели вузов, высококлассные специалисты. Те, от кого зависит будущее любой страны. Уезжают во многом потому, что не востребованы собственным обществом, потому что у нас в стране они оказались вытеснены на обочину жизни.

В интеллигентских кругах с иронией принято вспоминать лозунг Хрущева “догнать и перегнать Америку”. Однако теперь обществу в качестве чуть ли недостижимого идеала предлагают Португалию. В этом проявляется не только резкое падение уровня самосознания нации и амбициозности задач, которые ставятся перед страной. И в первом, и во втором случае очевидна методологическая неполноценность самого процесса выдвижения и постановки целей.

Догоняющего развития как такового не достаточно. Более того, путь догоняющего развития вообще ущербен по определению. Подлинное развитие может осуществляться только в рамках собственного Проекта. Проекта одновременно и модернизационного, и глубоко укорененного в традиции, органичного природе русской цивилизации, ее системе базовых ценностей.

В нынешних условиях обществу необходимо предъявить ясные ответы на вопросы о том, как сохраниться и выжить, как преодолеть кризис, как развиваться и побеждать. Как воздух необходим образ будущей Русской Победы, способный вновь сплотить нацию в единый здоровый организм. Сегодня важно осознать, что спастись в одиночку невозможно, что спасемся мы только все вместе, или не спасется никто. И победим мы только все вместе.

В ожидании “Великого перелома”

Специально для участников форума на Корфу было подготовлено эксклюзивное издание текста Доктрины, отпечатанного тиражом всего в 500 экземпляров. Хотелось бы надеяться, что к официальной презентации Русской доктрины в Москве будет осуществлено издание с тиражом достаточным для того, чтобы с ним могли ознакомиться и политики, и чиновники, и представители экспертного сообщества, и простые граждане нашей страны.

К некоторым наиболее существенным чертам Русской доктрины можно отнести следующие.

1) Речь идет не об очередной политической идеологии, но о сверх-идеологии, построенной на живых принципах тысячелетней духовно-политической традиции России, при этом она предлагает ответ на вызовы времени в рамках различных сценариев будущего. Соавторы Доктрины согласились между собой в том, что в России назрела потребность в выдвижении органической мировоззренческой платформы, консолидирующей нацию и отодвигающей в прошлое неадекватные идеологии, – социал-демократию, радикальный либерализм, радикальный национализм и либеральный консерватизм – которые по сути являлись в последние 15 лет ничем иным как препятствиями для осознания природы нашей страны и провозглашения ее цивилизационной миссии.

2) Русская доктрина – это платформа не предвыборная. Она далека от политических крайностей, хотя и не склонна к излишним компромиссам, основываясь на осознанно консервативных позициях. Имя ее сверх-идеологии – динамический консерватизм, сочетающий в себе ориентацию на религиозную традицию, стремление к выработке самобытного русского политического и нравственного мира, продуманный план преобразований. Динамический консерватизм (в отличие от классического консерватизма) не призывает вернуться к давно минувшему “золотому веку” русской истории. Это проект новых исторических свершений, прорыва нашей страны в число лидеров глобального развития, обретение Россией достойного ее статуса мировой державы, осознающей свою цивилизационную миссию. Образно можно назвать ее программой “реставрации будущего” России.

3) В Доктрине представлены оригинальные разработки в сфере вероисповедной политики, образования, культуры, массовой информации, морали, права, государственного и административного устройства, безопасности, военного дела, внешней и внутренней политики, демографии и миграции, социальной политики и др. Отдельной частью – “Русское хозяйство” – Доктрина осуществляет детальный анализ экономического положения России в международном контексте, параметров национальной катастрофы 90-х годов, содержания экономических реформ. В этом разделе дается “формула” оптимальной экономики России и стратегия достижения такой “формулы” (антикризисная программа).

4) В Доктрине, несмотря на жесткость и нелицеприятность анализа текущей внутриполитической ситуации и международной обстановки, обосновывается точка зрения, что сегодня у России появляются шансы взять исторический реванш и выбиться в передовые державы. Русская доктрина исходит из приближения момента “великого перелома”, который ожидается во всем обществе. Для этого нужно восстановить целостную историческую преемственность. Для авторов Доктрины их дело – это дело многих поколений, в том числе давно ушедших, это не только создание новой программы действий, но в то же время восстановленный порядок и строй родовой памяти.

Преодолеть разруху в головах

Один из участников обсуждения на Корфу, эксперт Русской доктрины Владимир Хомяков, напомнил собравшимся слова персонажа Михаила Булгакова из повести “Собачье сердце” профессора Преображенского: “Разруха не в клозетах, а в головах”. Любые начинания, нацеленные на “благоустройство клозетов”, на бесконечное “латание дыр”, которым несть числа в нашей действительности, – то есть заведомо конъюнктурные и тактические, а не стратегические инициативы, даже при наличии самых благих намерений, обречены на провал. Начинать надо с искоренения разрухи в головах.

Решить свои многочисленные “бытовые” проблемы Россия сможет лишь в рамках собственного цивилизационного Проекта, только вернув себе осознание собственной Миссии. Только такое построение “дерева целей” – от высокого к приземленному, от великого к малому, а никак не наоборот, – позволит обществу обрести гармоничное, органичное своей природе бытие.

В России, с ее традицией крепкой государственности, именно власть должна предложить обществу такую программу развития, вдохновляющий на созидание Русский Проект.

Разработчики Русской доктрины надеются, что их интеллектуальный вклад в формирование свежей идеологической платформы будет востребован властью и послужит укреплению духовной суверенности России, становлению новых современных форм самосознания нашего общества. Сила самосознания нации и сила государственной власти сегодня объективно укрепляют друг друга, работают на наращивание взаимной мощи.

вверх