На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

“Русская доктрина”, объединяющая православных

19.09.2006, газета “ЧАС”

Игорь ВАТОЛИН

Недавно в Риге по приглашению “Русского клуба” (входит в ОКРОЛ) гостил завотделом Института стран СНГ, активист Союза православных граждан Кирилл Александрович Фролов. Он принял участие в презентации “Русской доктрины” и выступил на конференции Европейского русского альянса. “Час” расспросил православного активиста о его видении перспектив развития России и русских в Латвии.

Традиции + технологии

- Вместе с коллегами вы представляли в Риге “Русскую доктрину” - видение перспективы России и русского мира на основе “динамического православного традиционализма”. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Союз православных граждан - наиболее известная общественная организация, действующая в рамках социальной концепции Русской православной церкви. Наша организация имеет отделения практически на всем постсоветском пространстве. Мы не подменяем церковь, а как миряне отстаиваем интересы православия в сфере гражданского общества.

Традиционная русская триединая формула - православие, самодержавие, народность - в переводе на современный язык означает опору на православную традицию, государственный суверенитет и гражданскую нацию.

Сейчас православие в основном предстает в архаическом образе - этакие лапотные люди, тянущие вглубь веков... Но ведь русские монастыри всегда были центрами технологической модернизации. Первая русская гидроэлектростанция была построена в Соловецком монастыре.

Гармоническая модернизация на основе традиции невозможна без союза науки, церкви и бизнеса. В такой модернизации и нуждается Россия. Ведь традиции без модернизации - это превращение в индейцев, которых сметут более сильные конкуренты. А модернизация без традиций - это ассимиляция в мире воинствующего глобализма, утрата национальной гордости и культурных корней.

Уникальность же “Русской доктрины” в ее проектности. Мы хотели выразить наше мироощущение в программе действий во всех сферах деятельности - экономической, политической, научной, религиозной...

- Немалую часть “Русской доктрины” занимают вопросы хозяйства. Но что делать с классическим тезисом, что у рынка нет национальности?

- Это так, но в рамках рыночной экономики может быть национальный проект. Так, американское государство не стесняется задействовать капитал для поддержания национальных интересов США. Протестант Джордж Буш-младший не только выступает за высокие стандарты морали и ограничение абортов, но и искренне считает, что, бомбя Ирак, американцы выполняют богоугодную миссию.

Исламская конференция, союз глав исламских государств, имеющий международный исламский банк развития, совет по СМИ и другие структуры, является мощнейшей лоббистской структурой мирового уровня.

Такой же путь предуготован России и ее союзникам. У нас есть православная этика хозяйствования, обеспечивающая гармонию национального вселенского труда и капитала. Есть и практика святых предпринимателей. Например, св. Серафима Вырицкого, молившегося за Россию во время Великой Отечественной. До ухода в монашество он был крупнейшим пушным торговцем, создателем капиталистического предприятия в Санкт-Петербурге. На доходы он кормил питерскую бедноту и поставил дело так, что люди стремились у него работать.

Православный предприниматель - это человек, не страдающий духовной шизофренией, когда по воскресеньям он православный, а по будням - сутяга, готовый удавиться за копейку. Это человек, воспринимающий свое богатство как величайшую ответственность и озабоченный тем, как его использовать для спасения себя и своих ближних, своего народа. Это человек с высочайшей целостной мотивацией, что делает его более эффективным и с точки зрения критериев “чистого рынка”.

- Насколько ваши идеи востребованы нынешним российским руководством?

- Руководители России ищут формулу идентичности и прислушиваются к разным мнениям. Радует, что некоторые геополитические моменты, прописанные в “Русской доктрине”, реализуются. Недавно президент Путин отправился в Грецию, где подписал документ о сооружении в обход Турции “Византийского нефтепровода”, который пройдет по территории Болгарии и Греции. Следующим шагом в этом направлении мог бы стать созыв Православной конференции - международной организации, выполняющей роль политической надстройки над экономической системой.

Гражданское общество на Руси всегда называли миром, собором. Эта идея глубоко органична для русских людей. Наверное, стоит вернуться к традиционной русской политической лексике.

Без вас не обойдутся

- Какое впечатление сложилось у вас от общения с русскими латвийцами?

- За эти годы в Латвии сложился режим мягкого апартеида. Латвийским этнократам следовало бы почаще вспоминать про ЮАР - что стало с создателями системы апартеида. Но после 15 лет нарушения гражданских прав русского населения пришла пора обратного эффекта.

В то же время русским в Латвии удалось сохранить достаточно высокий социальный статус. В Москву приезжает много просителей из стран СНГ за копеечкой на проведение мероприятий, создание организаций и другие элементарные вещи. Среди русских Латвии я таких просителей не видел.

Я встречался с людьми, крепко стоящими на ногах, на условиях партнерства предлагающих свои проекты. Из чего следует вывод, что рано или поздно русская община займет в Латвии место влиятельной общественной и политической силы, без которой невозможно принятие важных решений. Русское православное население Прибалтики должно найти формы самоорганизации в борьбе за гражданские права.

Адрес
С подробностями “Русской доктрины” можно ознакомиться на сайте: http://www.rusdoctrina.ru/

вверх