“Русская доктрина”, объединяющая православных
19.09.2006, газета “ЧАС”
Игорь ВАТОЛИН
Недавно в Риге по приглашению “Русского клуба” (входит в ОКРОЛ) гостил
завотделом Института стран СНГ, активист Союза православных граждан Кирилл
Александрович Фролов. Он принял участие в презентации “Русской доктрины” и
выступил на конференции Европейского русского альянса. “Час” расспросил
православного активиста о его видении перспектив развития России и русских в
Латвии.
Традиции + технологии
- Вместе с коллегами вы представляли в Риге “Русскую доктрину” - видение
перспективы России и русского мира на основе “динамического православного
традиционализма”. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Союз православных граждан - наиболее известная общественная организация,
действующая в рамках социальной концепции Русской православной церкви. Наша
организация имеет отделения практически на всем постсоветском пространстве. Мы
не подменяем церковь, а как миряне отстаиваем интересы православия в сфере
гражданского общества.
Традиционная русская триединая формула - православие, самодержавие,
народность - в переводе на современный язык означает опору на православную
традицию, государственный суверенитет и гражданскую нацию.
Сейчас православие в основном предстает в архаическом образе - этакие
лапотные люди, тянущие вглубь веков... Но ведь русские монастыри всегда были
центрами технологической модернизации. Первая русская гидроэлектростанция была
построена в Соловецком монастыре.
Гармоническая модернизация на основе традиции невозможна без союза науки,
церкви и бизнеса. В такой модернизации и нуждается Россия. Ведь традиции без
модернизации - это превращение в индейцев, которых сметут более сильные
конкуренты. А модернизация без традиций - это ассимиляция в мире воинствующего
глобализма, утрата национальной гордости и культурных корней.
Уникальность же “Русской доктрины” в ее проектности. Мы хотели выразить наше
мироощущение в программе действий во всех сферах деятельности - экономической,
политической, научной, религиозной...
- Немалую часть “Русской доктрины” занимают вопросы хозяйства. Но что делать
с классическим тезисом, что у рынка нет национальности?
- Это так, но в рамках рыночной экономики может быть национальный проект.
Так, американское государство не стесняется задействовать капитал для
поддержания национальных интересов США. Протестант Джордж Буш-младший не только
выступает за высокие стандарты морали и ограничение абортов, но и искренне
считает, что, бомбя Ирак, американцы выполняют богоугодную миссию.
Исламская конференция, союз глав исламских государств, имеющий международный
исламский банк развития, совет по СМИ и другие структуры, является мощнейшей
лоббистской структурой мирового уровня.
Такой же путь предуготован России и ее союзникам. У нас есть православная
этика хозяйствования, обеспечивающая гармонию национального вселенского труда и
капитала. Есть и практика святых предпринимателей. Например, св. Серафима
Вырицкого, молившегося за Россию во время Великой Отечественной. До ухода в
монашество он был крупнейшим пушным торговцем, создателем капиталистического
предприятия в Санкт-Петербурге. На доходы он кормил питерскую бедноту и поставил
дело так, что люди стремились у него работать.
Православный предприниматель - это человек, не страдающий духовной
шизофренией, когда по воскресеньям он православный, а по будням - сутяга,
готовый удавиться за копейку. Это человек, воспринимающий свое богатство как
величайшую ответственность и озабоченный тем, как его использовать для спасения
себя и своих ближних, своего народа. Это человек с высочайшей целостной
мотивацией, что делает его более эффективным и с точки зрения критериев “чистого
рынка”.
- Насколько ваши идеи востребованы нынешним российским руководством?
- Руководители России ищут формулу идентичности и прислушиваются к разным
мнениям. Радует, что некоторые геополитические моменты, прописанные в “Русской
доктрине”, реализуются. Недавно президент Путин отправился в Грецию, где
подписал документ о сооружении в обход Турции “Византийского нефтепровода”,
который пройдет по территории Болгарии и Греции. Следующим шагом в этом
направлении мог бы стать созыв Православной конференции - международной
организации, выполняющей роль политической надстройки над экономической
системой.
Гражданское общество на Руси всегда называли миром, собором. Эта идея глубоко
органична для русских людей. Наверное, стоит вернуться к традиционной русской
политической лексике.
Без вас не обойдутся
- Какое впечатление сложилось у вас от общения с русскими латвийцами?
- За эти годы в Латвии сложился режим мягкого апартеида. Латвийским
этнократам следовало бы почаще вспоминать про ЮАР - что стало с создателями
системы апартеида. Но после 15 лет нарушения гражданских прав русского населения
пришла пора обратного эффекта.
В то же время русским в Латвии удалось сохранить достаточно высокий
социальный статус. В Москву приезжает много просителей из стран СНГ за копеечкой
на проведение мероприятий, создание организаций и другие элементарные вещи.
Среди русских Латвии я таких просителей не видел.
Я встречался с людьми, крепко стоящими на ногах, на условиях партнерства
предлагающих свои проекты. Из чего следует вывод, что рано или поздно русская
община займет в Латвии место влиятельной общественной и политической силы, без
которой невозможно принятие важных решений. Русское православное население
Прибалтики должно найти формы самоорганизации в борьбе за гражданские права.
Адрес
С подробностями “Русской доктрины” можно ознакомиться на сайте:
http://www.rusdoctrina.ru/