Анна Соболева
Валерий Герасимов
“Русская доктрина” в Латвии
(еженедельник “Ракурс”, 7 октября 2006 г.)
“Ныне ни царя Василья, ни вора, ни королевича не слушать,
а стоять всем за державу”.
Князь Дмитрий Пожарский
О концепции “Русского мира” со страниц газеты говорилось уже не раз. Тема эта
сохраняет напряжённую актуальность для всей Русской цивилизации. Сегодня мы
хотим сообщить о важном событии, связанным с этой концепцией.
В России большой группой авторов, состоящей из профессионалов, экспертов в
самых различных областях создан документ, носящий название “Русская доктрина”.
Второе её название - “Сергиевский проект” в честь преподобного Сергия
Радонежского. Книга уже издана пробным небольшим тиражом, который сразу же
разошелся в среде специалистов. О создании этого труда уже проинформирована
российская государственная элита, знает о нём и Президент России.
Еще в октябре прошлого года во время “Русской недели” на о.Корфу в Ионическом
море, острове русской славы, освобожденном от наполеоновских фойск адмиралом
Ушаковым, состоялось представление Русской доктрины.
Сейчас идет формирование моральной поддержки и доверия общества к РД,
выстраиваются взаимоотношения с носителями иных мировоззрений.
В Риге, в доме Рейтерна недавно состоялась ее представление. Представлять ее
к нам приехали:
-
Андрей Кобяков, ведущий сотрудник журнала "Эксперт", доцент МГУ,
кандидат экономических наук;
-
Кирилл Фролов, заведующий отделом Института стран СНГ, кандидат
исторических наук;
-
Виталий Аверьянов, сотрудник Института философии РАН, кандидат
философских наук;
В “Русской доктрине” её авторы предприняли тяжелейшую попытку создания
фундаментальной стратегии духовно-политического развития России и Русского мира.
Вот, как определяют её задачу сами авторы:
"Суть Русской доктрины - создание иерархически-сетевой социальной
ткани, сетевой империи на месте разрушенного "советского мира", на основе
лучших традиций Святой Руси, старой Российской империи, на основе достижений
"советского народа", то есть той же, что и раньше, что и всегда,
сверхнациональной русской нации."
Мы не ставим своей задачей в статье полностью рассказать о содержании
Доктрины. Да это и невозможно.
Русская доктрина – 500 страниц увлекательнейшего текста, не могущего оставить
безучастным любого русского человека.
При этом Доктрина не является каким-либо обзором или констатацией текущего
положения вещей, она проникнута активным духом проектности, устремленности в
будущее. Её открытый, активный консервативный посыл не имеет ничего общего с
архаическими реминисценциями или “этнографичностью” - авторы определяют основное
отличительное свойство своей идейной платформы, как “динамический консерватизм”.
Трудно определить жанр, к которому следует отнести этот труд. Авторы
категорически отказываются причислить его к научным работам и считают Доктрину
публицистической работой. И это при ее-то насыщенности очень специальной
информацией.
На наш взгляд ее можно охарактеризовать, как темпераментно литературно
изложенные основополагающие скрепы русского прорыва. Вне зависимости от ее
формальной классификации, это прежде всего “текст-действие”, требующий не
просто ознакомления, но ответного действия. Собственно и сами авторы говорят о
том, что Доктрина не представляет собой законченный продукт, они особо
настаивают на том, что Доктрина открыта для развития и изменений. Таким образом
это в первую очередь приглашение к сотворчеству, в котором только и могут быть
достигнуты поставленные цели.
Никак не меньшее значение имеет задача РД “сшить разорванные куски
русского духовного и смыслового пространства”, стянуть в узлы взаимодействия
неравнодушных, энергичных, думающих русских людей.
“Сегодняшнее состояние нации точнее всего можно охарактеризовать как
ситуацию “украденного будущего”. Смысл, которого так не хватает сейчас нашей
нации, тесно связан с ценностью чести. Однако это не означает, что способность
интенсивно и глубоко мыслить потеряна, а честь утрачена.”
Не секрет: нашей главной проблемой является то, что мы не говорим правду.
Друг другу. Самим себе. И уж, конечно, обществу, электорату, единомышленникам. И
отчего мы ещё уверены, что у нас есть единомышленники? Если соображения
политкорректности, нежелание связываться с оголтелой официозной клеветой,
дискутировать с не имеющими своей точки зрения агентами чужеродных сил,
опустошают нашу душу, вытаптывают веру в справедливость, лишают сил и
дезориентируют в выборе будущего. И как понять, одинок ли ты в этом смятении?
РД обладает чудодейственным свойством. Свойством индикатора. Как школьный
тест на кислоту и щелочь. Единомышленники находятся без агитации, или так же
сразу находятся противники.
Многие, в частности здесь, в Лавтии, клялись в любви и верности русской
культуре: “Мы на ней выросли. Она никуда не денется. Она останется с нами.
Закроем шкаф истории, пойдем в будущее глобализма”.
А ведь вся основная русская культура – это православная культура, не
вяжущаяся с идеями стяжательства, вечной конкуренции, беспринципности и
отторжения национальных традиций. И это ощущение несовместимости жизненных
установок, противоречивости мировоззрения лет 15-16 присутствует в общественном
сознании.
Цель авторов РД задать смысловой вектор: Зачем жить России и русским? Какой
Россия может быть? Каков образ России для нации и мира? Как завершить выработку
русского нравственного мира?
РД как принцип сложения общественно-исторической мозаики: найден принцип –
тотчас складывается непротиворечивая картина мира. Или как откровение: даже при
беглом знакомстве не уловить невозможно..
Наверное оттого, что сами авторы предельно искренни. Не расчетливы, не
коньюнктурны. Нет. Энергичные, твердые в своей вере люди, профессионалы,
признающие право на ошибку, ответственные перед своей совестью и лицом Истории,
“смыслократы” с тонким чувством юмора и блестящим слогом, одним словом,
настоящие , “имеющие честь быть русскими” люди....
В последний час. Как заявил в прессе Виталий Аверьянов: “сегодня мы
переходим на новый этап работы – этап Русской доктрины-II. Формат ее еще
уточняется, возможно, что она будет серьезно отличаться от Доктрины-I по
жанровым параметрам и характеристикам практической применимости. Тем не менее,
Доктрина остается открытым проектом. Поэтому, как наши критики, так и наши
сторонники имеют возможность подключиться к коллективному творчеству.”
Адрес
оригинала публикации (в сокращенной редакции)