Русская доктрина: Замена советской идеологии?
Создание \"Русской Доктрины\" обусловлено тем, что, как
указали авторы документа на его первой странице, \"проект, начатый в 1991 году,
доказал свою нежизнеспособность. В сегодняшнем мире страна под названием
\"Российская Федерация\" обречена. В мировом разделении труда ей отведена самая
позорная роль - поставщика сырья для развитых стран... А участь сырьевой страны
печальна: в этом случае РФ не сможет прокормить более 50 миллионов человек и
удержать свою обширную землю, в недрах которой хранится ресурс выживания всего
человечества\".
\"Русская Доктрина\" состоит из шести больших разделов:
\"Духовно-политическая нация\", \"Русский дух\", \"Русское государство\",
\"Русское хозяйство\", \"Русский социум\" и \"Пути преобразований\". Меры,
предлагаемые в \"Доктрине\", имеют, как правило, чёткое рациональное
обоснование, исходящее из реального видения российской ситуации
\"Доктрина\" составлена в расчёте на три основных возможных
сценария ближайшего будущего, условно названных \"пессимистическим\",
\"оптимистическим\" и \"наиболее вероятным\". Первый сценарий предусматривает
эскалацию кризисных и дезинтеграционных процессов в России и потерю ею
суверенной субъектности. В этом случае \"Доктрина\" может послужить руководством
к действию для патриотического сопротивления, задачей которого будет любыми
средствами восстановить реальность российской государственности. Второй вариант
- взятие \"Доктрины\" на вооружение государственной властью в скором будущем.
Третий сценарий - стабилизация и консервирование нынешней стагнации. Для этого
варианта авторы \"Доктрины\" считают возможным выстраивание сетевых
экономических, социальных и политических структур, которые явочным порядком
берут на себя реализацию основных положений \"Доктрины\", с перспективой
превращения этих сетевых структур в контуры новой русской государственности.
Итак, из доктрины следует, что современный мир переживает
кризис, что, собственно, очевидно уже всем, и далеко не только консерваторам.
Существенное отличие \"Русской доктрины\" заключается в трактовке этого кризиса,
несколько отличной от стандартного идейного продукта консерваторов. Обычно
источником мирового зла и угрозы признаются США и проамериканские силы.
\"Русской доктрины\" вовремя вспомнили, что помимо России и Америки в мире есть
также Китай, Индия, Япония, Ближний Восток, которые вряд ли согласятся на роль
\"заштатных\" государственных образований и вполне оправданно рассматривают себя
в качестве новых мировых \"полюсов\". В доктрине также утверждается, что
американская стратегия \"однополярного мира\" с ее всемирной глобализацией,
захлебнулась – не хватило сил, а Китай в ближайшем будущем будет обладать
большей экономической мощью, нежели Америка и Европа. Таким образом, вопрос о
самоопределении России в контексте современного мира предстает не плоским
бинарным противостоянием \"евразийство – атлантизм\", а многоплановой и сложной
задачей, включающей в себя множество различных аспектов, в частности,
преодоление внутрироссийского культурного расслоения, выстраивание культурных
связей со странами Востока:
- Большая Культура России должна гармонично соединить в себе
малые культурные стили: православно-конфуцианской экономики,
офицерско-самурайской чести и доблести, христианско-исламского эсхатологизма,
русско-индийского гуманитарного самосознания. Конвергенция с традициями наших
континентальных соседей даст новое прочтение русской сверхнациональной миссии.
Основой сверхнациональной миссии, само собой, признается
православие. Как заявил один из разработчиков Михаил Ремизов:
- Я считаю тех людей, которые не признают исключительного
статуса православия, – политически невменяемыми, это вопрос политической
вменяемости.
Понимание того, что возрождение православия в России дело
крайне сложное, и оно только началось – тоже вопрос не взглядов, а общей
вменяемости. Кроме того, православие может являться сознательным выбором,
сознательным шагом для среды интеллектуалов (коими и для коих создана \"Русская
доктрина\"), тогда как для социума имеет большое значение такая вещь, как
воспитание, а оно является делом не года и не двух, а десятилетий. Авторы
доктрины пишут:
- Русская доктрина\" провозглашает несомненным условием
возрождения и усиления России – союз государства с Церковью и, с другой стороны,
теснейший союз Церкви с обществом… Православие сможет решать социальные,
политические и культурные задачи, опираясь на корпус верующих, который мы
предлагаем назвать \"мирским фронтом\".
Справедливости ради и во избежание создания ложного
впечатления, стоит отметить – авторы доктрины вовсе не придерживаются стези
\"воинствующего православия\". Помимо уже процитированного отрывка о налаживании
межкультурных связей, есть также другие, где авторы признают поликультурность
внутри самой России:
- Признанными религиозными организациям, представляющим три
традиции – православное христианство, ислам и буддизм, должен быть придан особый
статус (корпорации публичного права). Именно они должны быть приоритетными
партнерами государства.
Далее в тезисах очерчивается древняя концепция поликультурной
сверхнациональной Империи, в целом более адекватная и разумная. Разумная, в
частности, тем, что в русской доктрине есть предпосылки создания реального
механизма взаимодействия культур внутри общества, того, что там именуется
\"терпимостью, как динамической гармонией разных и самостоятельных личностей и
обществ\".
Тезисы \"Русской доктрины\" делятся на несколько фрагментов,
посвященных различным элементам общества и государства. В главе \"Русское
государство\" речь идет о смене целей – с \"укрепления демократии\" и
\"экономической эффективности\" на \"служение интересам нации\". Авторы считают,
что при вышеупомянутых первых векторах развития государства размывается
изначальный смысл его существования, как механизма, призванного служить нации.
Далее, доктрина вещает о необходимости сочетания демократии с автократическими и
аристократическими началами, о необходимости практически полной смены нынешней
правящей элиты путем организованных репрессий. Правда, с оговоркой, что
репрессии предполагают не маузер, приставленный к затылку, а простое понижение в
статусе.
Авторы не заостряют внимание на конкретных политических
системах. Они исходят из того, что если у власти будет стоять \"правильная\"
элита, она сумеет правильно организовать государственное управление, в какую бы
политическую систему оно ни было бы облечено. Это является одним из постулатов,
на основе которых авторы предлагают консолидацию всех консервативно
ориентированных сил, независимо от их политических убеждений.
Далее следуют части экономическая и социальная. Авторы
довольно грамотно рассматривают огрехи правящей элиты последних лет. Минуя
череду экономических терминов и раскладок, можно сказать, что в доктрине
описывается то, как элита проворовалась, практически замкнула экономику страны
на сырьевом экспорте, создала зону генерации \"сверхприбыли\", выгодную лишь
мизерной части населения. Правда, представители бизнеса также делятся на
\"наших\" и \"не наших\". Первые - те, кто ориентирован на создание
долгосрочного бизнеса в России с перспективой последующей передачи его потомкам,
вторые – те, кто стремится к получению максимальной прибыли в максимально сжатые
сроки, с перспективой последующего вывоза денег за границу и устройства потомков
в Гарвард и Сорбонну. Соответственно, первые заинтересованы в процветании страны
– с ними консерваторы должны дружить, вторые заинтересованы только в процветании
личном и являются объектом \"статусных репрессий\", вплоть до национализации
предприятий.
Для кого написана сия доктрина и каковы возможности ее реализации? Очевидно,
всякие попытки лоббирования ее в среде нынешней власти обречены на неудачу.
Во-первых, в силу, скажем так, маргинального для современной политической
кормушки статуса большинства ее авторов. Во-вторых, хотя авторы и попытались
предельно сгладить углы и привести доктрину к некоторой степени адекватности,
она все равно слишком радикальна для действующей элиты, которую, само собой, не
обрадуют перспективы \"статусных репрессий\".
Орский
Вестник 24.5.2006 г.