“РУССКАЯ ДОКТРИНА” И РУССКАЯ СОБОРНОСТЬ
Самое слабое место русского движения – это недостаток концептуального
мышления. Вот уже который год русская мысль сосредоточена, в основном, на
критике. Теоретики и практики движения ругают “антинародный режим” и Запад,
разоблачают всевозможные заговоры, протестуют против “засилья мигрантов” и т. д.
А позитивная часть остается как бы на втором плане. Но при всем при том у нас
создавались и создаются разнообразные “национальные” и “патриотические” партии,
которые обычно исчезают с политической арены после нескольких шумных заявлений.
Между тем, нельзя ставить телегу впереди лошади. Сначала должна быть проведена
кропотливая концептуальная работа, призванная дать русским политикам и
общественным деятелям видение того – куда и как нам стоит идти. Вот уже после
этого и появится программа действий, столь необходимая в сфере актуальной
политики.
И, похоже, такая работа стала проводиться. И вот ее первый плод –
800-страничный труд под названием
“Русская Доктрина”.
В этом году этот программный текст был представлен на XI Всемирном Русском
Народном Соборе Фондом
“Русский предприниматель”. А 20 августа в здании Отдела внешних церковных
сношений Московской патриархии (Данилов монастырь) состоялись соборные слушания,
посвященные “Русской Доктрине”. В них приняли участие политики, ученые,
предприниматели и др. деятели патриотической направленности. Создатели “РД” (А.
Кобяков, В. Аверьянов, Р. Багдасаров, Е. Холмогоров и др.) рассказали о своем
проекте, осветив разные его стороны. А их немало – “РД” затрагивает весь спектр
общественно-политических, социально-экономических и культурно-просветительских
проблем. Это и программа русского строительства, и энциклопедия русской жизни.
Вел собрание заместитель председателя ВРНС митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл (Гундяев). Он выступил с весьма яркой и, в то же время,
выдержанной речью, в
которой указал на основные узлы “русской проблематики”.
Как представляется, проект “РД” сегодня находится
в самом выигрышном положении. Во-первых, его создатели сумели выполнить самую
важную, ключевую задачу – концептуально закрепить необходимость соединения
Традиции и Модернизации. Обычно наша интеллектуальная элита излишне уклоняется в
сторону одной из двух составляющих этой диады, чем вольно или невольно обедняет
русскую мысль. На этот же раз все пропорции соблюдены правильно, да еще и на
высоком – научном и философском – уровне.
Во-вторых, “РД” оказался сверхпрограммой, которая гораздо шире рамок
партийной программы как таковой. И, судя по всему, она станет программой
Всемирного Русского Народного Собора, который принципиально стоит над партиями.
ВРНС является универсальной – одновременно и общенациональной, и всемирной
организацией, что открывает перед ним воистину уникальные возможности. Русское
сознание, русская общественная жизнь всегда склонялись к
соборности.
Партийность (как и
корпоративность) стояли у нас на втором месте, в чем проявилась национальная
специфика России и русского народа. Партии только раскалывали русское общество,
обрекая его на борьбу различных олигархических и бюрократических кланов. Как
представляется, именно это обстоятельство и мешает создать долгожданную многими
“русскую партию”. Русскость отталкивается от партийности, отказываясь
рассматривать ее как основной элемент общественно-политической жизни.
Возможно, что именно Собор сделает то, чего не удалось (за 15 с лишком
лет!) сделать партийным функционерам из патриотического лагеря. И сделает он это
без партийно-политической горячки, но посредством духовного авторитета и
собирания воедино русской национальной элиты. Собор – он для того, чтобы
собирать, а не разделять. Лишь подлинное, а не партийно-вождистское,
национальное единство способно усилить русских, дать им рычаги политического и
культурного могущества.
В то же время было бы неверным вообще отказывать от партийности. “Русские
партии” могут выступать в качестве неких рычагов влияния на политическую жизнь.
Но рассматривать их как основу актуальной русской политики было бы неверно.
В обществе есть запрос на программный текст, подобный “Русской доктрине”.
Уже сегодня ее начинают изучать и цитировать. А один из создателей РД –
выдающийся идеолог русского консерватизма В. Аверьянов – даже утверждает, что
“доктрину используют при выработке разных документов, в том числе и
президентских посланий”.
Что ж, пожелаем этому большому кораблю большого плавания. Плавания в
родимую – национально-почвенную, соборную - гавань.
Русская цивилизация, 21.08.2007