НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ.
Митрополит Кирилл сделал первый шаг к конкретному воплощению идеи
"русской цивилизации" в рамках "Русской доктрины"
Господа-академики, написавшие письмо президенту
России об опасности клерикализации страны, как в воду глядели.
Превращение Российской Федерации в православную авторитарную
национально-русскую империю – это один из существующих политических
проектов, выраженных в 800-страничной "Русской доктрине". Текст этой
"доктрины", отвечающей на все вопросы, формулирующей все грани
"национальной идеи" и идущей на смену "Моральному кодексу строителя
коммунизма", был подготовлен целым рядом известных и не очень
православных экспертов - таких, как А. Кобяков, В. Аверьянов и В.
Кучеренко (М. Калашников), Егор Холмогоров и т.д. Соавторами доктрины
являются практически все авторы сайта "Правая.Ру" во главе с его главным
редактором Ильей Бражниковым.
Церковную поддержку на официальном уровне доктрина получила только 20
августа 2007 года в ходе первых слушаний по "Русской доктрине" в Отделе
внешних церковных связей Московского патриархата, прошедших под
председательством митрополита Кирилла (Гундяева). В
итоговом протоколе слушаний отмечается:
"Доктрина, созданная по инициативе фонда "Русский предприниматель",
представляет собой важный вклад в мировоззренческое и политическое
самоопределение России. В предельно сжатом виде предлагаемое авторами
доктрины видение будущего страны может быть определено как "динамический
консерватизм". Будучи одобренной в ОВЦС, доктрина призвана стать
одной из ключевых тем для обсуждения в РПЦ МП во время бурного
политического сезона конца 2007 – 2008 годов. В начале ноября 2007 года
состоится дискуссия по доктрине во время выставки "Русь православная",
приуроченной ко Дню народного единства. В феврале 2008 года авторы
доктрины будут устроителями XII ВРНС детей и молодежи, а в июле 2008
года Программа среднесрочных преобразований России (часть "Русской
доктрины") будет представлена в ходе Соборного съезда Екатеринбургского
отделения ВРНС (архиепископ Екатеринбургский Викентий является одним из
активных сторонников доктрины).
В год политических выборов РПЦ МП предстает перед политическим
классом с собственной, детально разработанной политической платформой.
Такого собственноручно написанного документа нет ни у одной российской
партии или общественного движения. У других все расплывчато, все
непонятно, все сиюминутно и шатко. Для одних твердым основанием является
лишь действующая власть, для других - необузданный популизм (достаточно
прочитать плакаты партии "Народный Союз" С. Бабурина и В. Алксниса о
том, что они создадут особый фонд и выплатят каждому россиянину по 4
млн. рублей за приватизацию). Православие – это ядро "Русской доктрины",
и политически активные православные во главе с митрополитом Кириллом не
ждут результатов выборов, а сами делают шаг навстречу своей политической
определенности. Во
вступительном слове на соборных
слушаниях 20 августа митрополит Кирилл, естественно, затронул тему
выборов, отметив, что в предвыборный период консолидация вокруг
"традиционных ценностей" избавит общество от конфронтации. Более того,
митрополит Кирилл заранее поставил выборы без "традиционных ценностей"
под сомнение: "Очередные выборы могут повлиять на изменение базисной
парадигмы общества и государства. Я глубоко убежден в том, что
политические выборы ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не
могут посягать на базисные ценности страны".
Выражая поддержку "Русской доктрине", митрополит Кирилл оказывается в
выигрышной ситуации, когда сильная власть настолько сильна, что
действительно может принять доктрину в качестве руководства к действию,
пусть даже не целиком, а хотя бы частично. Кроме того, каким бы ни был
президент после 2008 года, инициатива по устроению
государственно-конфессиональных отношений находится сегодня у
патриархии. Тем более, что эти отношения до сих неопределенны, основаны
на личных пристрастиях главы государства и - в некоторой степени - на
принципе свободы совести, провозглашенном в Конституции РФ. Вынудить
власть в любом случае приближаться к идеалу "Русской доктрины" - это
стратегическая цель сторонников (они же - соавторы) доктрины.
Те, кто внимательно следит за идеями, которые высказывают митрополит
Кирилл и его зам протоиерей Всеволод Чаплин, могут сказать, что в
поддержке со стороны церковного руководства "Русской доктрины" нет
ничего необычного. Прежде всего, идея митрополита Кирилла о самобытной
"русской цивилизации", которая славится своей соборностью и несовместима
с западными нормами демократии, получила свое естественное продолжение в
"Русской доктрине". Доктрина стала алгоритмом действий и указаний того,
как построить по законам "русской цивилизации" государственное
управление, образование и науку, экономику, внешнюю и внутреннюю
политику и т.д. Поддерживает ли эту доктрину вообще все руководство РПЦ
МП – остается вопросом риторическим. Скорее всего, это руководство со
столь пространным документом ознакомиться просто не сможет. Буквально
через день после обсуждения доктрины в ОВЦС МП в интервью Патриарха
Алексия II газете "Комсомольская правда"
"Уныние - это грех. Христианин должен быть
оптимистом!" ("Комсомольская правда", № 122-т/34 (23955-т) от
23.08.2007 года) не было сказано ни слова о доктрине и ее имперском
идеале. Наоборот, Патриарх еще раз подчеркнул: "Убежден, что
конституционно Церковь должна быть отделена от государства и не
вмешиваться в политическую жизнь государства, также и государство не
должно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Это два различных
института, которые имеют свои законы и порядки, но призваны служить
людям".
Что же, возможно, пугает Патриарха, а также может насторожить
представителей церковной и нецерковной общественности в "Русской
доктрине"? Что стоит за магическими словами митрополита Кирилла о
"необходимости консолидации российского общества на базе традиционных
ценностей" и о необходимости положить их в основу модернизации России, о
чем он еще раз
заявил в прямом эфире радиостанции
"Маяк" (22.08.2007, программа "Панорама"). В какую пропасть величия
русского народа тянут нас авторы доктрины?
Любой может ознакомиться с объемным текстом "Русской доктрины",
опубликованном на специально созданном для этого
сайте.
Доктрина затрагивает практически все возможные вопросы развития страны
от реформ экономики и власти до создания национально ориентированной
бизнес-корпорации. Мы схематично выделим лишь некоторые черты доктрины,
которые касаются государственного устройства и роли Церкви.
Во-первых, идеалом авторов доктрины является империя, историческая
Россия с XV века (когда она начала создаваться по лекалам
монголо-татарской деспотии) и до наших дней. Одна из глав доктрины
красноречиво называется "НАША ДЕРЖАВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ШЕДЕВР". Авторы
призывают "восстановить Россию" в границах СССР по состоянию на 1 января
1989 года. Главным правовым принципом доктрины является следующее
"богословское" утверждение, догмат национальной веры, приходящей на
смену святоотеческому православию: "Россия учреждена Богом и не может
быть переучреждена кем бы то ни было". В связи с этим авторы
призывают отказаться от признания ценностей прав человека, разделения
властей, "привнесенных Французской революцией".
Во-вторых, основанием империи является "служение интересам нации",
причем только одной нации - русской. Тут авторы "оторвались по полной",
открыто поставив граждан России нерусской национальности в положение
людей "второго сорта". Как отмечается в доктрине, Россия –
мононациональная страна, так как ядром ее является русский народ,
носитель высокой культуры, скрепляющий между собой множество этносов.
Русские - нация, остальные ("нерусь") - в лучшем случае "этносы". (Тут
остается лишь порадоваться за чистоту расового и этнического
происхождения главного церковного промоутера доктрины. Вот, например,
Патриарху Алексию II с этим повезло гораздо меньше).
В-третьих, православие и Церковь становятся символом нового русского
(но не "ново-русского"!) государства: "Само православие нужно
рассматривать не как сегмент общественной жизни, но как силу,
тождественную всей национально-государственной традиции России…
Необходимо восстановление символики идентичности, а "верность
православию" сегодня можно расценивать как знак верности самой нации".
Более того, государственные посты в русском государстве, покорившем
разные "этносы", смогут занимать только православные. Тремя ведущими
традиционными конфессиями признаются православие, ислам и буддизм
(иудаизм - "жидовская вера" - исключен). Наряду с этим, в разделе
"Гармония между традиционными вероисповеданиями" описываются будущие
отношения между православием и исламом. В разделе "Основные тенденции
религиозной жизни России" говорится о том, что численность иных
конфессий и религий все равно уменьшается.
В-четвертых, все перечисленное, как и описанная в доктрине
протекционистская национальная экономика на основе частной
собственности, возможно лишь при условии изменения государственного
устройства. Основой нового государства должно стать "гармоническое
сочетание демократии, аристократии и автократии" и
сословно-корпоративное управление. В разделе "Два варианта
"конституционных преобразований" фактически дается два варианта отмены
Конституции РФ – полный отказ от нее и превращение ее в некий символ.
Главная задача – убрать из Конституции федеративные принципы и право
наций на самоопределение. Сословно-корпоративное управление Россией
будут осуществлять советы – Военный, Совет Традиционных религий,
представляющий главным образом РПЦ МП, Стратегический совет России,
Государственный совет по экономике, общенациональным проектам и
инновациям и Государственный совет по культуре.
Рисуя образ будущей России, авторы "Русской доктрины" надеются на то,
что им удастся построить "цивилизацию православных воинов", которые,
если надо, могут не дрогнув применить и ядерное оружие (и, вспоминая
нашумевшие высказывания о. Всеволода Чаплина, вовсе принести в жертву
все человечество ради неких святынь). Первой угрозой объявляется
стремление включить соседние с Россией страны в ЕС или НАТО, а также
"деструктивное вмешательство" со стороны Запада. Главные союзники
русских, согласно доктрине, – Китай и "новые индустриальные страны"
Азии, Африки, Латинской Америки, Саудовская Аравия ("ваххабитская",
между прочим) и "страна-изгой" Иран. Православные эксперты настроены
решительно: "В нашей этической системе сила является источником
блага, а государство, которое не может проявить силу, не может считаться
и суверенным".
До России многие европейские государства испытывали на себе
последствия национального унижения после развала империй и мировых войн,
превращавших их страны в хаос. На волне такого унижения и недовольства,
рано или поздно, когда страна начинает вставать с колен, возникает новая
идеология возрождения и модернизации нации, которая призывает не только
возвратить былое величие, но и преумножить его во сто крат.
"Избранность" соответствующей нации, ее величие и неизбежность
"богоданного" авторитаризма – основная черта такого рода идеологий. В
разных странах эта националистическая идеология проявляла себя
по-разному – в Германии ее представляли Гитлер и его "Майн Кампф", в
Италии - Муссолини и его "Доктрина фашизма". Политикой национальной
"модернизации сверху" занимались Пиночет в Чили, Франко в Испании, Дэн
Сяо Пин в Китае. Однако в современных условиях, с развитием
информационных технологий, отгородиться от мира и построить тоталитарное
религиозное государство можно лишь в том случае, если вы управляете
Северной Кореей и согласны на кромешную нищету за непроницаемым
занавесом. Да и то участь этих единичных стран предрешена – они будут
очень скоро разрушены глобализацией и тем, что она с собой несет, -
секуляризацией и демократизацией общественной жизни. Но это совсем не
означает, что "Русскую доктрину" нельзя хотя бы частично воплотить в
жизнь – просто ее воплощение будет шагом в пропасть, провокацией
дальнейшего распада того, что еще осталось от империи, и девальвацией
РПЦ МП после ее окончательного превращения в политический символ
развалившейся страны.
Роман Лункин,
Портала-Credo.Ru, 30.08.2007