О РУССКОЙ ИДЕЕ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО
Проект национальной модернизации от Церкви
В конце августа Русский народный собор под председательством митрополита
Кирилла рассмотрел "Русскую доктрину", представив этот любопытный документ
общественности. О слушаниях и о самой доктрине писали. Сомнительно, правда, что
с текстом восьмисотстраничного фолианта многие могли всерьез ознакомиться. Но
если целью акции была реклама проекта, она себя оправдала. Слова "русская
доктрина" сегодня на слуху. А если никто не знает, что это такое - так ведь
когда у нас было по-другому?..
"РД" - последняя по времени и самая убедительная по смыслу попытка
национал-патриотических сил выдать что-то значительное и созидательное. За
двадцать лет ничего вменяемого в плане идеологии так и не было произведено.
Неудивительно, ибо основой идеологических битв 90-х была пустота. Либералы
творчески до основания разрушали старый мир и неумело лепили свое из родной
грязи по западным лекалам, а явление национал-патриотов было в сущности лишь
реакцией на развал, разруху и национальное унижение, реакцией противоречивой и
не имеющей собственного основания. Скрежет зубовный и кимвал бряцающий не
оставляют места интеллектуальным созерцаниям.
Поколение старых политбойцов сходит со сцены, является смена. Созданная еще в
2005 году доктрина и есть продукт молодых интеллектуалов, чем и интересна.
Главный автор, Виталий Аверьянов - молодой (1973 г. р.) умеренно-консервативный
философ. На обложке увесистого труда искрящийся талант молодости уравновешен
именем двух соавторов: главного редактора журнала "Русский предприниматель"
Андрея Кобякова и его заместителя Владимира Кучеренко (более известного как
Максим Калашников). Но тон задают молодые ястребы-идеалисты, такие как апологет
атомного православия Егор Холмогоров и редактор православно-политического сайта
"Правая ру" Илья Бражников. В работе над документом приняли участие более 70
экспертов. Скорее, важна доктрина самим патриотам как видимый результат
саморефлексии, опыт самообнаружения. На очереди амбициозная задача - разработка
"Русской доктрины-2", не просто стратегического труда, но программы
преобразований на ближайшую перспективу.
Основами для будущего российского государства должны стать "гармоническое
сочетание демократии, аристократии и автократии", а также "смыслократии", то
бишь интеллектуальной элиты, вооруженной идеологией. Вдохновение творцы черпают
в идее православной монархии, Московском царстве XV века, и саму идеологию можно
было бы назвать хорошо выбеленной в интеллектуальном растворе (в работе над
проектом приняли участие около тридцати кандидатов наук и около десяти докторов
- скромно признаются авторы) идеей византийской теократии. В качестве
национального идеала авторы объявляют "верность православию", которую "сегодня
можно расценивать как знак верности самой нации". Но если тезис "русский значит
православный" как своеобразное националистическое "арианство", смешивающее
духовную и земную природы, выглядит с точки зрения христианства довольно
сомнительным, то предложение заменить понятие "многонациональный народ" на
понятие "многонародная нация" не лишено блеска (хотя мне лично представляется,
что русский - вообще не национальность, скорее - состояние духа).
Немало в доктрине и других смелых мыслей. Например, попытка переосмысления
лозунга "Вся власть Советам!" в духе сословно-корпоративного управления.
Провозглашаемая здесь власть Советов (стратегического, военного, совета
традиционных религий, госсоветов по экономике и культуре) - любопытная
альтернатива современной партийной системе.
Понятен интерес к проекту в церковных кругах. Православие является ядром
доктрины, а столь ярко прописанный свод государственно-церковных отношений не
может не рождать видений и в умах самих церковных чиновников. Прот. Всеволод
Чаплин изложил недавно собственную идеологическую базу "Пяти принципов
православной цивилизации", далеких от фундаментальности и смелости мысли
"доктринеров", но не лишенных и порывов, из которых запомнился такой: "жертва
своей (а в условиях защиты веры и отечества) и чужой жизнью... - это норма
поведения (курсив мой. - В. М.) православного христианина".
Наличию столь мощного идеологического труда, как "РД", другие партии могут лишь
позавидовать. Ничего подобного нет у либералов, этнонационалистов, не говоря уже
о коммунистах. "Доктринеры" имеют полное право заявлять, что им удалось создать
альтернативу многим идеологиям.
По душе пришлась доктрина Собору: "Главные инициативы ВРНС последних лет и
стратегия "Русской доктрины" во многом созвучны друг другу". Наградив авторов
почетными дипломами, Собор санкционировал дальнейшее продвижение концепции в
народные массы. Авторы надеются, что их детище станет одним из документов,
формирующих повестку следующего Собора в феврале 2008 года.
Правда, имидж "Русской доктрины" уже успел основательно подпортить одиозный
Дмитрий Рогозин, объявивший ее идеологическим фундаментом "Великой России".
Через день после обсуждения "РД" на Русском соборе патриарх Алексий II заметил в
интервью газете "Комсомольская правда": "Убежден, что конституционно Церковь
должна быть отделена от государства и не вмешиваться в политическую жизнь
государства, также и государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь
Церкви".
Поучительно услышать одновременно два столь полярных убеждения из близких
источников. Лично мне ближе убеждение патриарха. А также митр. Антония
Сурожского: "Церковь должна быть бессильна как Бог", не обладая в обществе
никакой властью, кроме нравственного авторитета. "Помышлять о земной "теократии"
могут только церковные честолюбцы, лишенные трезвения и смирения... Церковь и
государство взаимно инородны", - говорил такой просвещенный либеральный
националист, как Иван Ильин.
Но и объявлять доктрину маргинальной неверно. В ней может оказаться немало
дельных для руководителей государства мыслей и смелых политических решений. Вот
только какое отношение это имеет к Церкви и православию?
Владимир Можегов
Московские новости, №36 за 2007 год (14.09.2007)