На главную страницу
ДЕКЛАРАЦИЯ РД
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

2. ЧЕГО МЫ ДОБИВАЕМСЯ (ПРОГРАММА-МИНИМУМ)

По состоянию на 2007 год мы считаем необходимым минимальным обеспечением для успешного развития России следующие меры конкретных консервативных преобразований, принять которые в комплексе предстоит в ближайшие 5 лет.

2.1.0. В СМИ, культуре, образовании, науке должны быть инициированы мощные программы оздоровления и очищения, “проветривания” нашего нравственного и интеллектуального пространства, поощрения и прямой пропаганды общественно полезных инициатив, создания культа духовных ценностей. Необходимо подобрать лучшие профессиональные кадры, которые идеологически близки доктрине преобразований. В сферу Слова, в первую очередь в государственные СМИ, власти придется направить первый “призыв” новых кадров, потому что без обеспечения благоприятного информационного и духовного фона дальнейшее продвижение станет чрезвычайно трудным. Русская доктрина предлагает принятие законов “О русском языке и языках коренных народов России”, “О защите нравственности и общественной морали”, “О творческих союзах”, новый Закон о СМИ а также конкретные концепции развития телевидения, радио, интернета, “индустрии развлечений”, рекламы в России будущего.

2.1.1. В новом Законе все СМИ должны быть разделены на три категории с разным статусом и разными обязанностями: государственные, общественные и частные (только последняя категория СМИ может относиться к коммерческим). Государству необходим как минимум один центральный телеканал, хотя бы одна мощная киностудия, хотя бы несколько десятков издательств – ради того, чтобы они реализовали государственную политику; все это должно финансироваться исчерпывающим образом, а не “частично”, не зависеть от рекламодателей и частных инвесторов.

2.1.2. Свобода слова не отрицается, однако она не должна означать права на общедоступность в выражении своего мнения перед массовой аудиторией, – массовую информацию нужно отличать от локальной (малотиражной, специализированной, внутренних публикаций общественных организаций и т.п.). СМИ не служат для выражения личных мнений частных лиц, а выполняют три общественно-полезных миссии: во-первых, беспристрастного информирования; во-вторых, участия в воспитании и формировании гражданского самосознания и общественного мнения; в-третьих, образования и просвещения аудитории и распространения высших культурных образцов. Отсутствие в конкретном СМИ, медийном продукте той или иной из этих трех миссий, полное сведение его к развлекательной функции означает, что данный продукт бесполезен для общества, что его не должно быть на рынке.

2.1.3. Государственная цензура имеет смысл только там, где необходимо обеспечивать государственную безопасность. Цензурные функции в отношении СМИ должны быть поручены Общественному совету при Главе государства, комплектуемому не на основе авторитетов и звездных имен (эта практика дискредитировала себя в прошлом), а по аналогии с Конституционным судом – из профессионалов-юристов. Компетенция совета должна быть подробнейшим образом прописана в Законе. Цензура не должна быть предварительной, а работать по прецедентам, не должна стать средством тотального контроля, а побуждать журналистов и редакционные коллективы формировать на местах надежные средства самоконтроля и ответственности. В деятельность частных СМИ Общественный совет напрямую не вмешивается, однако обладает правом оперативных рекомендаций в адрес Правительства по вопросам лицензирования (ликвидации лицензий) таких СМИ.

Мы предлагаем набор конкретных консервативных преобразований на ближайшие 5 лет.

2.1.4. Санация (оздоровление) федерального вещания и центральной прессы предполагает: прекращение контрактов с поставщиками антисоциальной продукции, производителями, посредниками и менеджерами программ и материалов, выполняющих функцию “сверхпотребительских” услуг, паразитических моральных установок, порнографии, непристойности, профанации традиционных религиозных и нравственных ценностей, дискредитации отечественной истории, ущемления достоинства граждан, принадлежащих к той или иной религиозной, этнической, корпоративной, профессиональной группе. К задачам государственных и общественных СМИ относятся: информирование о социальных инициативах государства, разъяснение прав граждан, социальная реклама, опосредованная пропаганда государственной политики через документальное и игровое кино, публицистику, но без превращения политической идеи в лозунг и фразу, введение понятий общественной доблести и общественного позора в общенациональный контекст, целенаправленное создание критических, “острых” материалов, но без абстрактной “чернухи”, а с желанием реально помочь.

2.1.5. России необходимо вернуть ценностный критерий “наше – не наше”. Необходимо принять программы по защите и поддержке национальной культуры (в сравнении с зарубежной, которая должна ограничиваться квотами), по защите русского языка, по систематическому поддержанию и воспитанию чувств национального достоинства, самоуважения. Для этого следует возобновить программы госзаказа и госзакупки новых образцов культурного творчества, по-новому отладить систему поощрений, грантов и премий, выработать новую концепцию по регулированию в области шоу-бизнеса, в деятельности коммерческих продюсеров, найти механизмы поощрения национальных школ в различных видах искусства, освободить от налогов научное книгоиздание, издание классической русской литературы, тиражирование традиционной культуры во всех ее жанрах.

2.1.6. Осуществляя консервативный поворот в области массовой культуры, нельзя упускать из виду “модных” жанров (таких как телесериал, реклама, видеоклипы, рок и поп-музыка, реалити-шоу), напротив, именно это место в массовой культуре должно стать направлением главного – смыслократического – удара. В сфере новейших технологий, в мультимедиа, компьютерных играх, в сфере рекламы и развлечений нужно позаботиться о формировании национально ориентированной эстетики, поощрять создание футурологического образа России, могущественной и справедливой “русской цивилизации будущего”.

2.1.7. В первые годы преобразований необходимо зафиксировать еще сохраняющийся иммунитет высшей школы России как хранительницы творческой науки. Наша система высшего образования, несмотря на годы реформ, удерживает свои стратегические преимущества. Необходимо резко остановить процесс вхождения отечественного образования в Болонский процесс. Одной из первых целевых программ в годы преобразований должна стать программа восстановления системы профтехобразования, строящейся на долевом участии государства и крупнейших производств конкретного региона. Должны быть запущены целый ряд пилотных и несколько региональных проектов по формированию сети “сильных школ”, направленных на отбор одаренных детей и выработку формата начального научного образования.

2.1.8. Академия наук должна обрести больший вес, чем сейчас – из ее кадров должен быть создан Госкомитет по науке и образованию, который получит значительную хозяйственную самостоятельность для организации проектов крупной прикладной межотраслевой науки, инновационных программ, увязанных на уровне Правительства в единое целое с программами экономического и военного развития России. России необходим иерархически-сетевой институт передовых исследований, вокруг которого должна сложиться молодая ассоциация научных и внедренческих коллективов – не кормушка от госзаказов, а сообщество творцов и изобретателей, защищенных государством от недобросовестных конкурентов и развивающих управляемую, но гибкую и разнообразную биржу идей и изобретений.

2.2.0. Класс управленцев в России застоялся фактически со сталинских времен. Но откладывать дальше обновление административных кадров значит ставить под угрозу существование России как суверенного государства. Необходимы масштабная ротация элит и масштабные репрессии. Когда мы говорим о репрессиях, мы имеем в виду не столь жесткие меры, которые использовались Сталиным или Иоанном Грозным. На этот раз они должны носить скорее идейно-политический характер и ограничиваться в основном лишением статуса и (в ряде случаев) конфискацией имущества. Рекрутирование же новой элиты, новых человеческих ресурсов должно пойти не столько через выборы снизу, сколько через призыв сверху (идеологическая ротация) и выстраивание сетевого сообщества по принципу “дорогу наиболее способным” (профессиональная и творческая ротация). Русская доктрина подробно излагает принципы рекрутирования правящего слоя России, в том числе новую систему критериев стажа и ранга, открытость фактов служебной и политической биографии, публичность деклараций о доходах и собственности, введение нового ценза компетентности, специальных методов проверки чиновника на лояльность и неучастие в прошлом в схемах хищений и др. Существуют два источника формирования корпуса новой русской элиты: зрелые компетентные люди из старого управленческого аппарата и вне его, убедительно проявившие свою созидательную гражданскую позицию; входящая в жизнь молодежь, которая не мыслит своего будущего вне и без России.

Русская доктрина предлагает следующий алгоритм оздоровления государства (пошаговую логику действий).

Назрела масштабная ротация элит, как идеологическая, так и профессиональная.

2.2.1. Основой концепции контроля государства за чиновниками должен стать принцип “Глава Государства является руководителем государственной службы”. Реализация этого принципа облегчается путем построения системы аттестационных комиссий, подчиненных верховной власти. Этот этаж новой системы госуправления будет отвечать за первую стадию санации: очищения государства от “раковых клеток” чиновничьего цинизма, коррупции, некомпетентности и клановости. Специальная кадровая комиссия, подчиненная непосредственно Главе Государства, а не его Администрации, станет центром принятия решений, альтернативных интересам существующих политических кланов. Успех ротации управленческой элиты может быть обеспечен только при наличии решительного замысла преобразований: четких критериев ротации, формирования расширенного состава кадрового резерва, списки которого должны быть открыты и пополняться на конкурсной основе, продуманной системы мер по противодействию саботажу санации аппарата (включая не только выговоры и увольнения, но и уголовную ответственность), формирования при кадровой комиссии системы учебных заведений по подготовке и переквалификации административных кадров. Конкретным методом повышения контроля над управленцами станет смещение узловых точек концентрации полномочий – не голое наращивание вертикали власти, а сосредоточение власти в нескольких ключевых органах госуправления, чем будет достигаться эластичность и повышенная адаптивность обновляющейся системы к новым задачам. В результате будет выявлен и подготовлен целый корпус способных чиновников, обязанных своим продвижением исключительно своему умению работать на благо государства и непосредственно заинтересованных в том, чтобы реализовывать политику Главы Государства и доводить до него неискаженную информацию.

2.2.2. Подготовительный этап государственных преобразований предполагает качественную реорганизацию контрольных механизмов, создание Комитета по государственному контролю, постоянного органа, руководитель которого назначается Указом Главы Государства. Этому Комитету на подготовительном этапе переподчиняются все главы государственных надзорных служб и агентств, входящих в состав министерств Правительства, главы служб внутренней безопасности силовых структур, контрольные управления в сферах государственной регистрации, лицензирования, юстиции, управления государственным имуществом и др. Политика госконтроля на начальном этапе преобразований ставит своей задачей качественное оздоровление аппарата, урегулирование государственных финансовых потоков, регламентирование отношений государства, бизнеса и общества. Эта политика реализуется особым корпусом служащих, наделенных расширенными полномочиями и особой личной ответственностью (ряд должностных преступлений этих лиц будут квалифицироваться как особо тяжкие государственные преступления, иные нарушения – как злоупотребление доверием с отягчающими обстоятельствами).

2.2.3. Переход к активной санации государства будет ознаменован перетеканием значительных полномочий в главный центр принятия стратегических решений – обновленный Совет национальной безопасности, который и будет непосредственно руководить процессами очищения и оздоровления национально-государственного организма, вырабатывать антикриминальную и антикоррупционную стратегию. В состав Совета национальной безопасности входят Глава Государства, секретарь СНБ, руководитель администрации Главы Государства, председатель Правительства, председатель Комитета по государственному контролю, председатель Временной кадровой комиссии, министр иностранных дел, министр обороны, начальник Генерального штаба ВС, министр экономического развития, министр социального развития, министр информации, директор Службы внешней разведки, директор Службы безопасности. Новая структура и аппарат этого органа создаются на конфиденциальном уровне, работают в режиме повышенной секретности.

В годы преобразований центром принятия стратегических решений станет Совет национальной безопасности

2.2.4. При Совете национальной безопасности формируются экспертные советы по основным направлениям преобразований и развития, которые не являются публичными. Совет национальной безопасности обсуждает, разрабатывает и детально формулирует Доктрину государственного управления, Доктрину внешней политики, Доктрину обороны и безопасности, Доктрину высшего образования и науки, Экономическую доктрину и Социальную доктрину, разрабатывает стратегию экономической, военной, научно-образовательной и социально-бытовой инвентаризации, стратегию финансовой инвентаризации и утверждает руководящий состав Временной комиссии по финансовой инвентаризации, разрабатывает основы национальной информационной политики и вносит предложения по основным кадрам Министерства (Госкомитета) массовой информации и пропаганды. Особым делом Совета национальной безопасности на первоначальном этапе преобразований будет подготовка инвентаризации национального достояния (см. п. 2.2.6.).

2.2.5. Следующими мерами в деле наступления власти на паразитические слои общества станут преобразования системы Правительства. Функции аппарата Правительства будут сведены к проверке соответствия законодательству, требованиям Главы Государства и собственным программам Правительства проектов документов, поступивших от министерств. Параллельно существующему аппарату в Правительстве учреждается институт референтов с высоким статусом (на уровне замминистра) и вводятся новые должностные инструкции, облегчающие задачу увольнения чиновника в случае его некачественной работы. На этапе преобразований и борьбы с существующими административно-политическими кланами новым кадрам в правительстве придется тщательно контролировать деятельность аппарата и зачастую дублировать ее. На этом, решающем этапе оздоровления управленческой системы поощряется широкая общественная дискуссия в уже преобразованных государственных СМИ по проблематике массированной ротации кадров и избавления государства от коррупционеров. Вслед за волной ротации в Правительстве последует быстрый переход этой волны на следующие ступени госуправления. Опорным отрядом ротации кадров станет аппарат Комитета по госконтролю и Совета национальной безопасности, а их региональные управления выступят в качестве центров принятия оперативных решений на местах.

2.2.6. В подготовительный период преобразований формируются специальные временные контрольные комиссии, в обязанности которых будет входить экспертная оценка и учет национального достояния, в том числе физического и морального состояния основных фондов, а также финансовых, технологических и кадровых потребностей в перспективе стратегических национальных задач. Эти структуры инвентаризации национального достояния формируются по двойному принципу – как административные и как общественные – и воплощают идею иерархически-сетевой организации. Они осуществляют, по определению В.И. Вернадского, “научный учет производственных сил” по пяти основным направлениям: 1) природных ресурсов; 2) научно-образовательного потенциала; 3) основных фондов индустриальных мощностей; 4) инфраструктуры; 5) военного потенциала. В задачи комиссий входит, в частности, оценка эффективности управления природными, технологическими и человеческими ресурсами со стороны компаний-владельцев и крупных корпораций. Результатами инвентаризации национального достояния станут комплексные оценки общенациональных, региональных и отраслевых потребностей для развития и поддержания соответствующих ресурсов, оценки деградации и ущерба, причиненного индустриальному, военному и общегосударственному потенциалу в результате передела собственности и частичной утраты управления стратегическими мощностями и резервами.

2.2.7. Переход к масштабной и планомерной антикриминальной стратегии будет возможен по завершении инвентаризации национального достояния. До введения многих назревших изменений в антикриминальное законодательство Совет национальной безопасности осуществляет информационно-аналитическую подготовку санации в первую очередь в таких сферах, как распределение средств на стратегические научные разработки, экспорт вооружений, телевизионный рекламный бизнес, а также в сфере госаппарата, максимально предрасположенных к коррупции. Параллельно создается специальный резерв из молодых кадров правоохранительных органов, инструктируемых ветеранами соответствующих служб, формируются межведомственные силовые группы сопровождения комиссий финансовой инвентаризации. В начальный период в государственных СМИ осуществляется выборочное сопровождение уголовных дел, связанных с преступлениями в области распределения государственных ресурсов, с целенаправленным созданием атмосферы позора вокруг лиц, присвоивших национальное богатство, а также презрения по отношению к коррупционерам и адвокатам, которые систематически обслуживают таковых. На данном этапе преобразований государство должно быть готово к самым агрессивным попыткам давления со стороны теневых авторитетов, их лобби в госуправлении и особенно через международные рычаги влияния.

2.2.8. Для успешного наступления на организованную преступность и глубоко эшелонированную коррупцию в ряде сфер госуправления на этапе активных преобразований проводится реструктуризация правоохранительных органов. Ключевым моментом этой реструктуризации станет формирование Государственной службы расследований, выделенной из системы Генпрокуратуры, МВД, ФСБ. Ее задачами станет оперативно-розыскная деятельность и следствие в отношении преступлений особой тяжести. ГСР создается с особо жестким кадровым отбором, обеспечением сотрудников необходимыми техническими и финансовыми средствами, а также созданием специальной системы защиты их и членов их семей (включая отведение для них специальных охраняемых жилых городков, мер обеспечения секретности и анонимности). Правовая база антикриминальной политики должна предоставлять расширенные полномочия правоохранительным органам, в том числе право на конфискацию или замораживание активов оргпреступности и коррумпированных кланов, с помощью которых преступники могут влиять на государственную и общественную жизнь, на судопроизводство, в том числе находясь под следствием и в местах заключения. Русская доктрина предлагает также ряд мер по санации судебной системы и существенным преобразованиям системы профилактики правонарушений и наказания.

2.3.0. Под национальной безопасностью Российского государства понимается отсутствие угроз традиционным ценностям исторической России. Традиционные ценности – это все то, что традиционно обеспечивало русской нации, включая этнические и племенные группы, созидавшие Россию в союзе с великороссами, благополучие и процветание, а в критические периоды истории – выживание. Национальная безопасность обеспечивается в трех пространствах: физическом (включая территорию, экономический и демографический потенциал), ментальном (включая политическое, информационное и психологическое пространство) и духовном. Национальная безопасность подразумевает целенаправленную защиту внутреннего правового пространства России, включая противодействие новейшим методам колонизации правового пространства и частичной десуверенизации классических государств – субъектов международного права; формирование и расширение международных организаций (правовых стратегических союзов), объединяющих страны, стоящие на одних и тех же правовых позициях и намеренные эти позиции защищать.

2.3.1. Русская доктрина представляет несколько карт угроз безопасности России, освещающих ситуацию, которая будет складываться в случае реализации одного из трех различных сценариев нашего будущего (см. § 2.7.). К важнейшим системным угрозам национальной безопасности России относятся: межнациональные и межконфессиональные конфликты, провоцируемые и подогреваемые извне, “мятежовоенная” агрессия сетевых террористических и сепаратистских структур, управленческий дефолт, превращение государства в корпорацию из чиновников, сырьевиков и силовиков, оторванную от нации и живущую ради себя самой, уязвимость верхов РФ для новейших технологий воздействия, угроза глобального финансового форс-мажора, ведущего к обесцениванию стратегических государственных резервов. В случае развития России по оптимистическому сценарию, резко возрастает угроза комплексного противодействия преобразованиям из-за рубежа, в том числе: через прямое или замаскированное вооруженное вторжение, организацию экономической блокады, информационную войну, активизацию “пятой колонны” с организацией враждебного подполья, саботажа государственной политики на разных уровнях и др.

2.3.2. Национальная безопасность есть всеобщая проблема, охватывающая любые стороны жизни в России. Но у нее есть ключевое звено: вопрос кадров, качества правящей элиты. России необходим принципиально новый корпус суперменеджеров, создание которого является первейшей и ключевой задачей обеспечения безопасности. Прежде всего нужно провести отбор первоклассных патриотов-управленцев в среде зрелых людей. Затем создать специальные центры для подготовки талантливой молодежи. Критерии оценки при подборе кадров следует разбить на ряд групп: 1) идеологический критерий: критерий соратника, единомышленника; 2) критерий профессиональной пригодности; 3) критерий организаторских качеств; 4) образовательный критерий; 5) критерий личностных качеств; 6) возрастной критерий и степень физического здоровья.

2.3.3. Для коллегиального утверждения новой доктрины обороны и безопасности с изложением приоритетов военного строительства, специальных программ научно-технического развития и специального образования, а также приоритетных мероприятий по расширению разведывательной сети и разработке первоочередных специальных миссий формируется специальный орган – Совет по стратегической обороне и безопасности (ССОБ), действующий в соответствии с новым законодательством о государственной тайне. При разработке и обосновании новой конфигурации силовых ведомств специалисты-эксперты и сотрудники аппарата СНБ исходят из соответствия новой структуры основным внешним и внутренним угрозам Российского государства.

Русская доктрина предлагает обновленную и оптимизированую структуру и функциональную специализацию разведывательного сообщества и спецслужб. Нужда в преобразованиях обусловлена тем, что в процессе распада СССР формирование самостоятельных структур АФБ–МБ–ФСК–ФСБ, ФАПСИ, Федеральной пограничной службы (позже включенных в ФСБ), а также СВР и ФСО происходило в силу случайных конъюнктурных факторов, часто по сугубо персональным соображениям передела влияния. То же происходило при автономизации Роснаркоконтроля с ликвидацией Федеральной службы налоговой полиции, а также в процессе трансформации систем МВД и Минюста. В ходе этих преобразований формальный преемник КГБ СССР – ФСБ РФ – лишилась системообразующих функций и оказалась в зависимости от неправомерно изолированных структур (ФСО, Антитеррористический центр и др.), статус военной разведки автоматически понизился при прямом подчинении главы Генштаба министру обороны РФ, а в компетенцию Службы внешней разведки были “автоматически” включены разведывательные функции во всех странах СНГ. Интересы национальной безопасности требуют восстановления ведомственной преемственности в российском разведывательном сообществе, в правоохранительном секторе, спецслужбах, уточнении сфер компетенции и должностных обязанностей.

Во внешней политике мы предлагаем три комплексные программы: сосредоточение исторической России, отпор технологиям дестабилизации, геополитику «больших скреп»

2.3.4. В области внешней политики России предстоит осуществить комплекс преобразований, очерчивающийся тремя большими тезисами.

Первый из этих тезисов – сосредоточение – подразумевает программу таких мер, как:

а) Официальное провозглашение концепции пространства Исторической России, то есть естественного ареала русского мира; идеологии возвращения и воссоединения тех территорий России, на которые у нее имеется историческое и моральное право и которые есть практический смысл возвращать. Это касается прежде всего Белоруссии, Украины и Казахстана. На данном этапе для России важно не столько изменение реального статуса всех территорий ближнего зарубежья, сколько смена их идеологического и социально-психологического статуса с “независимого” и “постсоветского” на временно “построссийский”. Эти политические образования должны рассматриваться “дочерними” по отношению к российской государственности как созданные в рамках России–СССР в целях удобства административного управления и, соответственно, имеющие основание лишь в существовании и признании со стороны России.

б) В ходе масштабной реформы Министерства иностранных дел органом разработки и утверждения новой стратегии внешней политики должен стать Совет национальной безопасности. Новые приоритеты в области внешней политики разрабатываются в начальном периоде преобразований специализированным экспертным советом при СНБ. Новая концепция внешней политики должна подразумевать, в частности, ревизию целесообразности участия России в межгосударственных и межправительственных объединениях и клубах; рассмотрение вопросов о продолжении членства в тех международных институтах, где российская сторона подвергается согласованным и предвзятым нападкам, либо постоянному предъявлению неравноправных и заведомо невыполнимых требований, равно как и требований, противоречащих национально-государственной традиции России. Вопрос о вступлении в ВТО должен быть отложен. Прежде чем открывать шлюзы для конкурентов, нужно позаботиться о приведении своей экономики в конкурентоспособное состояние. Концепция “открытой экономики” является противоестественной для России с ее емким внутренним рынком, огромными природными ресурсами, значительным и качественным человеческим потенциалом. Если Россию “вступят” в ВТО (а это, видимо, сделают), то условием системного оптимума для России является выход из ВТО. Присоединение России к Киотскому протоколу также недопустимо, так как оно консервирует экспортно-сырьевую направленность экономики страны.

в) Россия берет на себя долг отстаивать интересы русских граждан на территории бывшего СССР, предусматривая применение экономических санкций в отношении государств, где имеет место их массовая дискриминация (создание неравноправных условий по сравнению со всеми прочими гражданами). В свою очередь, деятельность российских корпораций в этих странах согласуется с принципами внешней политики, утверждаемыми на уровне Совета национальной безопасности.

2.3.5. Вторым тезисом новой внешней политики России должно стать выстраивание системы контрмер против технологий политической дестабилизации (ТПД), комплекс которых может быть обозначен как террор-глобализм (TG). К этому комплексу относятся: собственно теракты и теракции, финансируемые с целью дестабилизации в том или ином регионе; сговор с элитами, подкуп элит (как прямой, так и опосредованный); формирование подрывных (направленных на смену власти) общественных движений нового, “полуспонтанного” типа, или, иными словами, фактор “цветных революций”. ТG-технологии должны быть лишены внутри России информационной почвы (в отношении терактов типа бесланского эту истину уже начинают осознавать, но в отношении других TG-технологий к такому осознанию никто даже и не подступился): информация о терактах и уличных манифестациях должна быть закрытой – полностью закрытой во время их проведения и частично закрытой после него. Для действенного блокирования технологий дестабилизации Россия должна выступить авторитетным моральным лидером, разоблачающим эти технологии как недобросовестную цивилизационную и геополитическую конкуренцию. За разоблачением может быть применена угроза асимметричного ответа с использованием адекватных технологий. Необходимо учитывать, что западное общество менее всего приспособлено к реальной мобилизации и противостоянию террористической войне. TG-технологии – это могильщики собственной цивилизации, поскольку рано или поздно террористическая волна возвращается бумерангом в породившее ее общество.

2.3.6. Третий тезис новой внешней политики России связан с реализацией геополитического проекта “больших скреп” в Евразии: альянс Москва–Пекин–Дели–Тегеран, открытый для других участников, должен базироваться на договоре о коллективной безопасности и масштабном (на несколько порядков более активном, чем теперь) экономическом и культурном сотрудничестве. Такой альянс может и должен стать трансконтинентальным. Это качественно изменит геополитическую роль России, вернет ей статус мировой державы. Одним из косвенных следствий геополитики “больших скреп” станет смена центробежных тенденций в СНГ на центростремительные (политика “малых скреп”). В случае нереализации Россией в том или ином виде геополитики “больших скреп” в пространстве Старого Света, Россия будет вовлечена Старым Светом в тот же процесс, но уже на других условиях.

Наиболее динамичным и продуктивным источником формирования новых полюсов мирового устройства становятся так называемые “новые индустриальные страны”, в первую очередь КНР и государства Юго-Восточной Азии. Россия должна рассматривать развитие отношений с этими государствами как приоритетное. Кроме того, России предстоит добиваться развития отношений стратегического партнерства с исламским миром, сверхзадачей которых являются создание “защитного барьера” в Центральной Азии и взаимовыгодное повышение субъектности исламского сообщества в системе международной политики. Россия заинтересована в повышении роли развивающихся стран в мировом процессе, а также в построении многоугольников взаимодействия, которые позволили бы сдерживать монополистические притязания отдельных субъектов мирового развития.

2.3.7. Нам нужно воссоздать боеспособную армию с элитным кадровым ресурсом – армию, которая стала бы центральным гарантом коллективной безопасности нового блока. В глазах наших азиатских братьев (и не только их) мы будем контролировать свое достояние как страна с лучшей и сильнейшей армией и наиболее совершенной военной техникой. Россия должна стать мозгом и хребтом новой коалиции, заняв в ней по существу ключевые позиции. Это будет “северная цивилизация воинов, ученых и разведчиков” – необходимое и невосполнимое (в случае какого-либо ущерба России) звено новой мировой системы безопасности.

Современная война имеет свои особенности, которые следует учитывать при планировании обороны. Ее характерными чертами являются глобальность, тотальность, сетевой характер и широкое использование невооруженных средств. Ведется она против нации как политической тотальности. России в XXI веке угрожают противники четырех типов: воздушно-космический (США), классический (такой как страны НАТО, Турция, ряд стран Восточной Европы и Азии, в том числе Китай, Украина), полупартизанский, сетевой (такой как талибы, чеченские сепаратисты, албанские отряды в Косово), частные военные кампании (гибрид частных армий и спецслужб, инструмент ТНК, осуществляющих диверсионно-подрывную деятельность, управление “мятежевойной”).

2.3.8. Русская доктрина предлагает общий набросок устройства новых Вооруженных Сил России. Во главе новых ВС формируются: центр сетевого управления боевыми действиями, центр по кадрам, центр военной инспекции (отдельно от Министерства обороны). Мы должны перейти от устаревшей трехвидовой структуры Вооруженных Сил (отвечающей интересам борьбы в небе, на суше и на море) к четырехвидовой:

а) Сухопутные силы существуют как единые, без разделения на армию и внутренние войска – ставка делается на хорошо оснащенный “спецназ” как отдельный род войск со своей вспомогательной авиацией, субмаринами, транспортом и с перспективой формирования большой сети отрядов специального назначения на море, в воздухе и даже в космосе. В ближайшие годы все боеспособные сухопутные части сводятся в несколько аэромобильных дивизий. В самые сжатые сроки они могут перебрасываться в любой район вероятных военных действий. Россия должна перейти к модульному принципу создания боевых группировок. Каждая будет создаваться под конкретную поставленную задачу, а все вместе действовать по “роевому” принципу, нанося противнику неприемлемые потери.

б) Воздушно-космические силы становятся для нас важнейшим “уравнителем сил” в условиях сосуществования нескольких сверхдержав (США, Китая, ЕС). Русская политическая элита должна найти способы убедительно показать свою решимость применить ядерное оружие в критический момент, не боясь никаких международных трибуналов. РВСН должны стать мобильными, легко переносимыми на вездеходах-амфибиях с силами прикрытия ПВО и спецназа. Предстоит сформировать единую систему воздушно-космической обороны: ЗРВ и РТВ, СПРН, РЭБ, ВКО, Космических войск, авиации ПВО, собственно ВВС, ВТА и Дальней авиации. Система действует в тесной связке с РВСН. Предстоит создание единой системы дистанционного зондирования Земли, радиоразведки, интеграции потоков данных с различных спутников. Отлаженная система воздушно-космических сил может быть использована против всех типов противника, а также в мирных и коммерческих целях. Наличие бомбардировщиков Ту-160 с огромным потенциалом модернизации позволяет вести действия глобального размаха, компенсируя военно-морскую слабость.

в) ВМФ включает: силы прикрытия водных районов, предназначенные для борьбы с авианосными соединениями, арсенал-шипами и кораблями-невидимками, подводными ракетоносцами; подводный флот, состоящий из ядерных подлодок разного назначения, а в будущем – многоцелевых, на борту которых должны быть крылатые ракеты для ударов по наземным объектам в ядерном и обычном снаряжении (то есть для участия как в широкомасштабной войне, так и в “деликатных” операциях); “рейдерские” отряды высокой автономности на Тихом океане, в Атлантике и Индийском океане (“боевые стаи” из трех-шести атомных авианосцев и приданных им сил).

г) Силы “тотальной войны будущего” (борьба в информационно-ментальном пространстве), включающие: “мыслящую сеть” прогнозирования, войска связи, сеть хакерской войны, сети финансовой войны, пропаганды, психологической войны и операций на поражение сознания противника, “координатное ведомство”, объединяющее данные разных видов разведки, в том числе экономической и финансовой, проводящее сканирование каналов связи, дешифровку и др.

2.4.0. Экономический суверенитет России должен быть восстановлен, приоритетом должна стать антикризисная программа, направленная на наращивание экономической массы, воспроизводство населения и повышение его качественных характеристик. Россия считается промышленной страной, однако доходы лиц наемного труда в России искусственно опущены до уровня развивающейся страны. Эта беда отражает узловую проблему России в социально-экономической сфере: за счет перекраивания доли прибыли и доходов предпринимательского типа внутри ВВП и собственно реального производства у нас сложилась паразитическая экономика генерации сверхприбыли, объективно тормозящая и стопорящая развитие страны. Этот тип экономики принципиально ориентирован на экспорт большей части сверхприбыли за рубеж.

Программа интенсивной антикризисной терапии в состоянии вывести экономику России из кризиса за 3–4 года. Русская доктрина предлагает следующие меры антикризисной экономической программы, целью которой станет нормализация ситуации с загрузкой мощностей и восстановление сельскохозяйственного производства:

2.4.1. Опустить внутренние цены на продукцию ТЭК до среднего уровня цен исходя из паритета покупательной способности (ППС) рубля; проводить политику низких цен в сфере железнодорожных тарифов.

2.4.2. Пресечь утечку капитала из России (фактически вывозятся амортизационные фонды российских предприятий), используя для этого комплекс прямых и косвенных мер; установить твердые нормы амортизационных отчислений. Право эмиссии, регламентация ввоза, вывоза, обмена национальной валюты, а также право на определение ставки рефинансирования банковской системы должно принадлежать исключительно Российскому государству и не может быть ограничено никакими внешними условиями.

2.4.3. Проводить приватизацию при наличии к тому особых оснований, исключив дешевые распродажи активов; на период нормализации национального хозяйства вообще остановить приватизационные процессы; принять законы, исключающие дешевые земельные распродажи. Наложить полный запрет на любые операции в России компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, – операции как текущие, так и капитальные (включая приобретение какой бы то ни было собственности в России, в том числе акций предприятий).

2.4.4. По японскому образцу послевоенного периода создать группу банков для целей средне- и долгосрочного инвестиционного кредитования, всемерно способствовать переброске кредитных ресурсов в инвестиционный сектор; перестроить кредитную банковскую систему на началах специализации (по образцу Франции 60-х и Южной Кореи 80-х годов); ликвидировать налог на доходы банковских вкладов, гарантировать российским банкам монополию на отечественном рынке. Количество банков с валютными лицензиями должно быть резко снижено, необходимость в получении такой лицензии – жестко обоснована. Статус Центробанка в России должен отличаться от статуса ФРС в США и примерно соответствовать статусу Государственного банка в Российской империи начала XX века.

В настоящее время мировая экономика входит в фазу дезинтеграции. России необходимо сформировать полноценный хозяйственный макрорегион

2.4.5. Ввести программу по оптимизации фондового рынка, увеличению его способности реалистически оценивать основные активы, способствовать увеличению их капитализации; реализовать комплекс мер по увеличению легитимности частной собственности в виде корпораций и предприятий, при необходимости прибегая к национализации (необходимо национализировать активы, являющиеся объектом хищнической эксплуатации, активы ТЭК и отраслей, важных для безопасности государства, систему винно-водочной торговли, все латифундии).

2.4.6. Назревшие задачи фискальной политики – сосредоточение налогообложения в тех отраслях и производственно-сбытовых цепочках, где формируется сверхприбыль. Необходимо, в частности, введение высоких рентных платежей за использование природных ресурсов. Введение повышенной ставки должно также применяться при налогообложении крупных имущественных сделок, излишественных услуг и пр. Другой базой налоговых доходов следует сделать косвенные налоги: налог на конечное потребление (или налог с продаж), налог с оборота, а также, возможно, НДС. Подоходный налог тоже должен взиматься как оборотный. Должны быть установлены высокие акцизы на алкоголь и табак, в идеале – государственная монополия на производство и продажу алкоголя. Налоги на фонд оплаты труда следует поэтапно снизить и в перспективе отменить вовсе.

2.4.7. Реализовать комплекс мер по увеличению совокупного спроса и особенно стимулированию инвестиций (в первую очередь необходимо покрыть потребность экономики в амортизационных капиталовложениях и обеспечить переброску значительной части кредитных ресурсов через инвестиционные и коммерческие банки в инвестиционный сектор). С целью повышения покупательной способности населения в целом и стимулирования массового потребительского спроса установить дифференцированные по отраслям экономики нормативы минимальной доли фонда заработной платы в добавленной стоимости или себестоимости для рядовых рабочих и служащих и предельные нормативы – для высшего административно-управленческого звена. Нужно повысить минимальный уровень оплаты труда и минимальный размер пенсии.

2.4.8. Ввести в обращение наряду с “мягким” “твердый” валютный рубль, обмен которого на СКВ будет производиться на принципе множественных курсов. Это позволит избавиться от инфляции и значительно сократит потери России от несоответствия заниженного курса рубля его ППС. Кроме того, нужно будет перейти к практике предоставления кредитов под твердый реальный процент при переменной величине (в зависимости от величины инфляции) реальных процентных выплат, что уменьшит чувствительность экономики России к фактору инфляции.

2.5.0. Сегодня в новые лидеры выбиваются страны, избравшие своей моделью не неолиберальную теорию, но “экономику развития”. Исторические примеры такой модели – Франция или Италия в 60–70-е годы, Южная Корея и Тайвань в 80-е годы, КНР в последнее десятилетие. По прогнозам экспертов Русской доктрины, к 2020 году Китай по объему промышленного производства превзойдет “развитые страны” вместе взятые в 1,5-2 раза. Уже сейчас промышленное производство КНР превышает промышленное производство США минимум в два раза. Разговоры о постиндустриальной экономике оказались блефом, а расчеты на то, что Запад, и прежде всего США, утрачивая позиции в мировом промышленном производстве, смогут все-таки сохранить доминирующую позицию за счет создания новых технологий, беспочвенны. Установка на встраивание России в глобальную экономику, интеграцию в западный мир является глубоко устаревшей по всем параметрам. В настоящий момент мировая экономика вошла в фазу дезинтеграции: формируется несколько самостоятельных эмиссионных центров со стойким валютным суверенитетом, основными субъектами мировой экономики становятся макрорегионы. Продолжение неолиберальной деградации резко увеличит шансы экономической абсорбции России Китаем. Либо Россия в северной Евразии формирует свой полноценный хозяйственный макрорегион, либо наше пространство будет “растащено” по другим макрорегионам.

2.5.1. Экономическая элита должна быть слугой общества, а не хозяином. Имеет практический смысл рассматривать различные начинания Запада в области мировой экономической политики как фактически (независимо от идеологического оформления) преследующие узкие эгоистические цели, и не более того. При этом следует иметь в виду, что в исторически короткой перспективе они обречены на провал. При формировании экономического курса России необходимо принимать во внимание, что западное сообщество уже проиграло “экономическое соревнование” Китаю, а западная элита, соответственно, уже проиграла экономическое соревнование с китайской элитой и восточноазиатской элитой в целом, причем следует ожидать, что в ближайшие 5–10 лет это обстоятельство будет иметь и крупные чисто политические последствия (в том числе уход США со всех баз в Евразии). Необходимо понимать, что по совокупности указанных выше причин даже западные державы в перспективе 5–10 лет далеко отойдут от неолиберального экономического курса.

В капиталоемкие и наукоемкие отрасли экономики должен вернуться единственно возможный генеральный инвестор – государство

2.5.2. Русская доктрина предполагает навести элементарный порядок в статистике, чтобы исключить возможность заниматься самообманом и обманом сограждан. Проведенные в последние годы реформы (и еще более реформы предполагающиеся) в неявном виде основываются на том, что кризис, по крайней мере в потребительской сфере, изжит и точно так же изжит кризис доходов. Но это – иллюзия. При исчислении по паритету покупательной способности рубля ВВП России в 2004 г. составлял менее 65%, общий объем промышленного производства России составлял 34%, а объем производства в машиностроении с металлообработкой – около 30% от уровня 1990 г. Однако официальная статистика это скрывает. Другой источник иллюзорного экономического мышления – слабость фондового рынка, приводящая к занижению стоимости российский активов, к неверной оценке потенциала наших предприятий. Если же фондовый рынок сильно занижает стоимость корпораций, автоматически парализуется инвестиционная деятельность и происходит кризис ликвидности (проблема еще более тяжелая, чем гиперинфляция).

2.5.3. При созданном реформами уровне конъюнктурных и инвестиционных рисков в России есть только один потенциальный инвестор в капиталоемкие отрасли экономики в целом и промышленности в частности – государство. То самое государство, которое до сих пор последовательно выталкивалось из экономики. Экономический суверенитет должен быть восстановлен, и в дальнейшем, после изживания экономического кризиса, “обмен экономическим суверенитетом” должен осуществляться в первую очередь в пределах бывшего советского экономического пространства на основе эквивалентности. Экономическая модель должна быть приведена в соответствие с основными цивилизационными кодами, функционирующими на территории России. Неолиберальная экономическая модель не соответствует российским условиям (она не согласуется ни с христианским, ни с мусульманским, ни с буддистским цивилизационным кодом, впрочем, как и с цивилизационным кодом советского периода).

2.5.4. Русская доктрина признает императивным государственное финансирование капиталоемких секторов экономики и соответственно доминирование государства в этих секторах. Необходимо восстановление госинвестиций и системы госзаказов в индустриальном секторе и в первую очередь в машиностроении. В современных условиях стагнирующего мирового рынка при наличии на нем сверхсильных конкурентов промышленность России, работающая в экспортном варианте и при открытом собственном рынке, развиваться вообще не может. Условием эффективного функционирования экономики России является работа нашей промышленности прежде всего на внутренний рынок. Только тогда Россия сможет использовать свои конкурентные возможности: природные богатства, евразийскую транзитность, накопленные научно-технические заделы, квалифицированную рабочую силу. Основным направлением специализации России в рамках системы международного разделения труда должны стать вооружение, точная механика и оптика, космос, авиационная промышленность (которая должна быть восстановлена в обязательном порядке), некоторые отрасли химической промышленности, радиоэлектроники, разработка нового программного обеспечения. Упор должен быть сделан на уникально сложные технические и наукоемкие изделия, а не на поточное производство.

2.5.5. Необходимо проводить политику протекционизма в широком смысле слова (то есть не только в сфере торговли), включая и поддержку науки, и защиту национального фондового рынка, и защиту финансовой системы страны и пр. Суть протекционизма состоит не в организации защиты отечественного бизнеса раз и навсегда, не в постоянном и тотальном ограждении его от иностранной конкуренции, а в тщательном создании условий подготовки его к глобальной конкуренции. Основная цель торгово-таможенной политики – защита отечественного товаропроизводителя, преимущественный импорт передовых технологий, а не произведенных готовых товаров, преимущественный экспорт товаров с высоким уровнем добавленной стоимости, а не сырья или полуфабрикатов.

2.5.6. Сценарий нашего будущего: строительство грандиозных транспортных коридоров между экономическими макрорегионами. Сегодня мировой рынок перевозок оценивается примерно в триллион долларов в год. Если через Россию пойдет хотя бы 20% грузопотока между Евросоюзом, Южной и Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком и США – это 200 миллиардов долларов. И если от этого грузопотока получить 10% за транзит, у России появится доход, сопоставимый с размером годового бюджета. В этом случае транспортная отрасль из поглотителя бюджетных средств превращается в их донора. На строительстве дорог, развитии морских терминалов и интенсификации перевозок поднимались многие экономики, создавались рабочие места. В регионах, через которые пройдут транспортные коридоры, будут развиваться рынки услуг, отрасли сопровождения, инфраструктура туризма и отдыха, там будет наблюдаться благоприятная миграционная и демографическая динамика. При этом, наряду с привычными железной дорогой, автомобилями, флотом и авиацией, должны использоваться новые, комбинированные виды транспорта, включая скоростные наземные его виды, но не только. Так, во-первых, мы сможем получить выгоду из уникального географического положения нашей страны, во-вторых, мы первыми разовьем технологии, создающие мир завтрашнего дня, опережая весь остальной мир.

2.5.7. Распад единого социально-экономического пространства СССР нанес ущерб всем его частям. Реальным “локомотивом” реинтеграции может быть только Россия. Соответственно, именно от российского руководства требуются реальные шаги для перехода от центробежных тенденций к центростремительным. К сожалению, пока единственным серьезным рычагом влияния России в ближнем зарубежье являются поставки энергоресурсов, однако и этот рычаг работает неэффективно: зачастую происходит подмена национальных интересов узко-корпоративными. В этом смысле Белоруссия – наш осколок, служащий немым укором остальной России. Промышленный комплекс Белоруссии, получивший еще в советские времена название “сборочного цеха СССР” (а теперь его можно назвать “сборочный цех России”), выпускает промышленную продукцию и продает ее основную часть в нашу страну по дешевым ценам (примерно на одну треть ниже цены западных аналогов). И это удается во многом благодаря дешевому российскому газу и сохранению таким путем “на плаву” белорусского “сборочного цеха”. Необходим отказ от преимущественного голоса топливно-энергетических корпораций и их интересов в Белоруссии при принятии решений о хозяйственной интеграции. Помимо добычи и продажи нефти и газа у России и Белоруссии есть много других перспектив – и как раз в союзе с Белоруссией Россия могла бы отладить механизмы реинтеграции постсоветского пространства. За основу должна быть принята концепция интеграции с Белоруссией по принципу “одна цивилизация – две социально-экономические модели” (тем более что этот принцип полностью соответствует реалиям самой жизни, как она складывается, а не выдумкам и химерам каких-либо идеологов). За этим должна последовать экономическая и цивилизационная реинтеграция многих других бывших республик СССР. Макрорегион вокруг России должен быть воссоздан.

2.5.8. Мы должны выстроить работоспособную Национальную инновационную систему, позволяющую поддерживать, финансировать и защищать самые передовые технологические разработки. НИС должна заменить собой нынешние разрозненные инновационные структуры при различных министерствах и ведомствах. В рамках данной системы государство должно заявить четкие цели и потребности. Скажем, возможность строить качественные жилые дома в рекордно короткие сроки с себестоимостью квадратного метра ниже мировых стандартов. Или объявлять конкурсы на технологии новой энергетики, на технологии снижения удельного расхода топлива, на создание транспорта будущего и т.д.

2.6.0. Депопуляция (убыль населения) и миграционная динамика (отток населения с востока на Запад, из провинции в мегаполисы) создает угрозы территориальной целостности и этнокультурной идентичности России, ставит под вопрос перспективы экономического роста. Нынешние меры власти в этом направлении являются совершенно недостаточными, половинчатыми и не соответствующими смыслу момента. Так же как не соответствующими реальным запросам национальной жизни являются и официальные “приоритетные нацпроекты”, сводящиеся к компенсации упадка социальной сферы и размазыванию небольших бюджетных средств равномерно по деградирующему народному хозяйству.

Что касается демографического коллапса России, то рывок нужно совершить именно сейчас, не откладывая – совместными усилиями государства, общества и бизнеса. Срочность этой задачи связана с тем, что в настоящее время в возраст наиболее интенсивного деторождения входят относительно многочисленные поколения граждан, родившихся в первой половине и середине 1980-х гг. Совсем иная ситуация сложится через 10–15 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е гг., а нынешние молодые будут рожать уже значительно меньше. Точно так же и миграционные потоки должны быть обращены вспять сейчас, пока не произошли необратимые геополитические сдвиги в Сибири и на Дальнем Востоке – и это должно быть связано с открытием больших прорывных инфраструктурных проектов. Именно масштабный демографический рывок и большие стройки XXI века, направленные на обустройство и освоение России, заслуживают громкого имени “национальный проект”.

2.6.1. В России учреждается Государственный комитет жизнеспособности народа (ГКЖН), который “увязывает” всю деятельность по восстановлению демографического благополучия в единую программу с соответствующей статьей в госбюджете. В ведение Комитета передаются все вопросы демографии, семьи и брака, рождения детей, медицинского обслуживания подрастающего поколения. ГКЖН должен быть подотчетен напрямую Главе Государства. Аналогичные органы создаются в регионах при губернаторах. В России объявляется режим Чрезвычайного демографического положения на 5 лет. На уровне правительства разрабатывается программа репродуктивного здоровья населения, создается профессиональная медицинская стратегия преодоления кризиса, внедряются эффективные методы профилактики репродуктивных потерь.

Россия введет режим Чрезвычайного демографического положения и объявит стратегические проекты обустройства страны и «нового освоения» ее земель

2.6.2. В демографически убывающих регионах все постоянно проживающие там молодые семьи, имеющие детей, должны получить субсидии на приобретение достойного современного жилья, подлежащие полному погашению при рождении третьего ребенка. Третий ребенок должен быть желанным в семье, для чего государство обязано взять на себя значительную часть его обеспечения до совершеннолетия. Кроме того, вводится кредитование семьи на срок до 16 лет. Кредит погашается по мере роста детей. Этот кредит должен открывать безналичный счет, с которого оплачиваются крупные покупки: недвижимость, автомобиль и т.п., а также страхование этого имущества. Приобретенное с помощью данной карты имущество юридически записывается на детей и таким образом до совершеннолетия является неотчуждаемой семейной собственностью. По достижении детьми совершеннолетия это имущество переходит в собственность родителей.

2.6.3. Разработать и ввести в действие комплексную государственную программу пропаганды семейных ценностей, имеющую своей целью создать русскую моду на 3–4-детную семью. Исполнительные органы при ГКЖН образуют специальные комиссии по реорганизации работы в СМИ, и в первую очередь на телевидении, с целью радикальной смены информационной политики в отношении проблем семьи и чадородия с негативного мироощущения на позитивное, разрабатывают механизмы и направления пропаганды семейных ценностей, повышения значимости и роли семьи, отцовства и материнства. Специальные комиссии создаются в Министерстве образования. Здесь осуществляется планомерная работа по формированию семейных ценностей, разрабатывается и реализуется программа поло-ролевого воспитания с детства.

2.6.4. ГКЖН осуществляет еще одну общенациональную субпрограмму: преодоления сверхсмертности, включающую такие меры, как: ужесточение контроля за качеством импортируемой пищевой продукции; ведение радикальной антинаркотической пропаганды по линии Министерства образования; введение госмонополии на недорогую водку, потребление которой гарантирует безопасность от отравления; ужесточение возрастного ограничения на продажу алкогольных напитков; развитие и поддержка различных методик лечения алкоголизма и наркомании, за исключением замещающей терапии легкими наркотиками и др.

2.6.5. В области миграционной политики Русская доктрина предлагает продуманную стратегию, исходящую из потребностей государства в квалифицированных трудовых кадрах, в том числе привлечение специалистов, покинувших страну в 90-е годы XX века. Перед государством стоит задача создания генеральной схемы расселения России, учитывающей реальность демографических и миграционных процессов и направленной на развитие восточных и северных регионов, а также Нечерноземья. Репатриация соотечественников должна осуществляться в согласованном порядке с реализацией мер по обустройству и заселению демографически неблагополучных регионов России, по программе “нового освоения” или “реколонизации” земель. Сценарий развития России, альтернативный разбуханию мегаполисов и обезлюдению малоосвоенных земель, должен получить конкретное воплощение в программе создания нового городского и поселкового каркаса страны. “Новое освоение” демографически неблагополучных территорий должно пойти в соответствии со строительством конкретных крупных инфраструктурных объектов, магистралей, сети усадебно-поместных поселений постиндустриального типа. Реализация программы стимулирования притока трудовых ресурсов в малонаселенные, в особенности экономически перспективные и стратегически значимые территории, идет рука об руку с реализацией программ жилищного кредитования молодых семей.

2.6.6. Привлечение трудовых иммигрантов в Россию, особенно иммигрантов из культурно чуждых России стран и регионов, должно осуществляться исключительно под целевые заказы работодателя на территории России и под ответственность этого работодателя (организация общежитий, соблюдение полицейских и медицинских норм). В случае привлечения тем или иным работодателем трудовых иммигрантов, которые составляют на его предприятиях более 15% трудового коллектива, он облагается специальным дополнительным налогом. Использование работодателем нелегальной рабочей силы влечет санкции вплоть до ликвидации лицензий и закрытия предприятий, а также уголовную ответственность. Должны быть резко ужесточены наказания за незаконную иммиграцию как для иммигрантов, так и для пособников. Уголовное преступление, совершенное иностранцем, должно рассматриваться как более тяжкое.

2.6.7. При иммиграции культурно чуждых иностранцев требуется соответствующее квотирование, соблюдение принципов диффузного расселения иммигрантов, строгого соблюдения контрактов (по срокам и специальности работы в России). Трудовые иммигранты должны въезжать в Россию только по определенной номенклатуре специальностей, используемой в приоритетных программах национального развития, строительства и освоения территорий (не для торговли и предпринимательской деятельности). Русская доктрина предлагает политику недопущения формирования этнократической клановости; в отношении уже сложившихся замкнутых общин и анклавов мигрантов, существующих по теневому этнократическому принципу, должна быть проведена последовательная политика с целью их полного искоренения, в том числе блокирование экономическими средствами. Борьба с этнической клановостью и семейственностью должна осуществляться и в среде коренного населения России (в национальных республиках, автономиях, где есть ущемление по этническому признаку).

2.6.8. Предстоят масштабные преобразования системы социальной защиты, включая санацию этой системы. При Главе Правительства и главах регионов создаются советы экспертов по социальной политике и формируются государственные социальные миссии. К важнейшим инструментам социальных преобразований в России относятся: реформа налоговой системы (в ее социальном аспекте), перераспределение трудовых ресурсов и введение универсальных принципов социального поощрения. Русская доктрина подробно прописывает механизмы воссоздания этих инструментов. Так, в частности, введение повышенной ставки должно применяться при налогообложении крупных имущественных сделок, излишественных услуг, международного туристического и любого развлекательного бизнеса, кроме специализированных детских учреждений. Пенсионная система и вновь создаваемая система льгот должны получить на вооружение новую градацию ранжирования заслуг и социальной пользы гражданина.

2.6.9. Нынешние реформы пенсионной системы, а также преобразования в сфере здравоохранения, приватизация в сфере ЖКХ проводятся с целью создания новых центров генерации сверхприбыли. Аргументация в их пользу носит надуманный характер. Например, в сфере ЖКХ речь идет о том, чтобы полностью возложить на население коммунальные затраты категории К, которые во всем мире производятся и всегда производились за счет местных бюджетов. Сокращение государственных затрат на образование и здравоохранение ведет к сокращению их производства, частичному сворачиванию, удорожанию услуг и, как следствие, расширению зоны социального бедствия. Россия, напротив, нуждается в развертывании полноценной схемы социальных расходов, включающей:

– государственные затраты на образование и здравоохранение на максимальном в процентах к бюджету достигнутом до сих пор уровне;

– расходы на безработицу в процентах к ВВП на “американском” уровне;

– затраты на детей в процентах к ВВП на уровне французских при де Голле.

– долю затрат на ЖКХ на “канадском” уровне (10,8% от консолидированного бюджета и не менее 3% в ВВП);

– новая социальная политика предполагает партнерство государства, бизнеса и общества в содержании коммунального хозяйства;

– переход к новой системе соцзащиты предпринимается после осуществления комплекса мер по декриминализации сферы перераспределения бюджетных средств на общенациональном уровне с одновременной реформой контрольных органов и профильных министерств, а также “социальной инвентаризации” регионов.

Альтернативы нашему подходу: развал России, распад ее на части, либо стагнация, постепенное ослабление и абсорбция страны ведущими мировыми державами

2.7.0. Создавая Доктрину, мы исходили из трех сценариев нашего будущего:

2.7.1. Один из сценариев – развал России, распад ее на части, провозглашение местных суверенитетов. В случае развития по данному – пессимистическому – сценарию Русская доктрина способна стать знаменем для людей, жаждущих для России иного будущего. Авторы Доктрины в полном соответствии с нынешней Конституцией считают в таких условиях единственно верным решением объявление режима национального самовосстановления, гражданского неповиновения сепаратистским властям вплоть до партизанской войны.

2.7.2. Другой вариант развития событий – стагнация, сохранение неустойчивого равновесия в условиях близких нынешним; Доктрина в случае такого – инерционного – сценария предполагает создание параллельного нынешнему государству сетевого сообщества, протогосударства, основанного на идеологии национального возрождения, обладающего собственными системами жизнеобеспечения, бизнесом и пр. “Врастая” в официальное государство, оно постепенно заменит его как исторически более эффективное.

2.7.3. Третий вариант: власть путем скачка обратится к идеологии, отвечающей традиционным, проверенным веками принципам русской цивилизации. Нельзя исключить, что такой переход станет вынужденным, произойдет в результате глубочайшего кризиса, граничащего с катаклизмом. При таком сценарии Доктрина может стать официальной платформой национального развития. Есть и вероятность более эволюционного перехода к идеологическим основаниям близким Доктрине – однако, как показывает опыт истории, именно кризисы и угрозы подталкивают к столь решительным переломам. При данном сценарии власть должна бросить клич социальной правды, призвать активных, нравственно здоровых сограждан, во-первых, в элиту (“делайте карьеру!”), во-вторых, в реальный сектор экономики через учреждение масштабных проектов.

2.7.4. На сегодняшний день развитие России продолжается по второму, инерционному сценарию. Соответственно, перед “смыслократической” элитой и патриотическими деловыми кругами встает задача самоорганизации. Самоорганизация сетевых структур, способных формировать консервативное общественное мнение нации и со временем вырасти в альтернативное протогосударство, пойдет параллельно несколькими путями:

– формирование сплоченной предпринимательской кооперации, призванной противостоять стратегии размывания экономического суверенитета России;

– организация надпартийных политических структур на платформе “сверхидеологии” духовной суверенности и социальной правды;

– становление Русской антидиффамационной лиги, общественных институтов и организаций, занимающихся планомерной гражданско-правовой и общественной защитой интересов и целей сети, а также ее отдельных представителей; и др.

вверх