ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершен первый этап работы над Русской доктриной. Сейчас
перед читателем – еще не монументальные конструкции русского мировоззрения XXI
века, а скорее его незаконченная стройка. Многие идеи, которые были озвучены в
ходе формирования и становления творческого коллектива, которые затем просеялись
через сито совместных обсуждений в процессе сближения авторских позиций и
сведения различных экспертных материалов, сами еще находятся в движении, ищут
свое место.
Работа над Доктриной соединила в себе два принципа: с одной
стороны, жесткая редакционная установка на органичную целостность текста, без
которой труд неизбежно превратился бы в сборник статей, с другой стороны,
принципиальная открытость, которая позволила не только объединить усилия многих
авторов и экспертов, но и представить отличающиеся друг от друга идейные
позиции. Вынашивая Доктрину, мы убедились: не обязательно быть единомышленниками
во всем, чтобы работать сообща над целостным мировоззрением, создавать единую
идеологическую платформу и программу преобразований. Каждый из соавторов
стремился внести в общий труд самое ценное и нужное. Это тем более удивительно,
что эксперты столь высокого класса, как правило, люди достаточно амбициозные и
честолюбивые. Однако сам исторический момент, ощущение приближения великого
перелома и начала нового объединяющего дела позволили переступить через так
часто мешающие совместным инициативам внутренние барьеры.
В Русской доктрине едва ли не впервые за многие десятилетия
удалось дать всеобъемлющую перспективу консервативных преобразований – результат
совместного труда авторов и экспертов, не согласных между собой в деталях, но
согласных в главном: в России назрела потребность в выдвижении
органической мировоззренческой платформы, консолидирующей нацию и отодвигающей в
прошлое неадекватные идеологии, которые по сути являлись не чем иным, как
препятствиями для осознания природы нашей страны и провозглашения ее
цивилизационной миссии. Речь идет о восстановлении нормальной России
после острейшего кризиса последнего Смутного времени.
В настоящее время в России сосуществуют и конкурируют четыре
основные идеологические платформы, адекватность которых положению и будущности
нашей страны становится все более и более сомнительной. Эти платформы суть:
- социал-демократия (идеологические наследники КПСС и
представители “новой левой” волны);
- радикальный либерализм (платформа реформаторов, в очередной
раз возомнивших себя “пророками прогресса и цивилизации” в “отсталой стране” и
по существу возглавивших и до сих пор оправдывающих разрушения нового Смутного
времени);
- радикальный русский национализм (разрозненное, но очень
влиятельное общественное движение, постоянно вытесняемое либералами из
официального политического поля как несущее в себе угрозу “фашизации”);
- либеральный консерватизм (более поздняя по своей
актуализации платформа, заявляющая на словах о сочетании “свободы” и “традиции”,
а на деле пытающаяся путем компромиссов скрестить нескрещиваемое: национальную
реакцию, восстановление долговечных форм государственности и культуры пытаются
совместить с идеологией “псевдоэлиты” и этикой компрадоров и
криминально-коррумпированных кланов).
В отношении четырех названных платформ, господствовавших в
поле идейной борьбы последние 15 лет, следует сказать, что все они являются
заемными, скопированными из западной политической практики. Все они – плоды не
наших исторических побед и поражений, не наших дум и чаяний, все они не
выстраданы Россией и русскими людьми, а взяты партийными группами как
инструментарий для имитации политики. (К радикальному национализму – с его
пафосом “крови”, идеалом европейского национального государства восточных
славян, подражательными “нацистскими” ритуалами, расистской и неоязыческой
утопиями – это относится не в меньшей мере, чем к либерализму; более того,
говоря откровенно, национализм и либерализм – идеологии внутренне связанные, как
два полушария одного цивилизационного уклада.)
Платформа Русской доктрины непривычная, не вписывающаяся ни в
одну из вышеуказанных идеологических матриц.
Выработка идеологии и программы Русской доктрины как некий
результат общественной мысли была бы невозможна без трудных исканий многих
авторов на протяжении десятилетий, стремления описать “национальную идею”, дать
формулу духовного и социального возрождения и преображения России. В различные
эпохи к ней приближались разные мыслители и деятели, происходило это и в 90-е
годы XX века (митрополит Иоанн (Снычев), В.В. Кожинов, многие из ныне живущих
авторов, в том числе и влившиеся в коллектив экспертов Русской доктрины). До сих
пор нам для создания своей сверхнационально-русской системы убеждений
недоставало главного – масштабности, возможности к объединению в рамках
широкой платформы нескольких родственных взглядов, нескольких, пусть и не до
конца совпадающих, интеллектуальных и политических традиций.
Партийные и коалиционные предвыборные попытки – не в счет, ведь они
осуществлялись по сценарию “политического спектакля”.
Русская доктрина – это платформа принципиально не
предвыборная. Русская доктрина построена на живых принципах тысячелетней
духовно-политической традиции России, при этом она смотрит не вспять, а в
будущее. Одно из имен, которыми мы предлагаем назвать новую идеологическую
систему, – динамический консерватизм. О его сути мы неоднократно
высказались на страницах Доктрины. Учитывая ее укорененность в Традиции, нашу
идеологию нельзя считать абсолютно новой, но она несет в себе многие
своеобразные черты русской цивилизации, которые до сих пор не были сполна
выражены.
Динамический консерватизм отличается от других идеологических
платформ принципиальной готовностью к самым неожиданным поворотам истории, он не
запрограммирован на какой-то однозначный вектор (идею неизбежного “прогресса”,
установку на неминуемое сближение с Западной Европой, либо, напротив,
необходимость разрыва с ней во что бы то ни стало, ориентацию на гарантированно
миролюбивое развитие межцивилизационного сотрудничества на Востоке, в Азии и т.
п.). Вполне возможно, что завтрашние угрозы для России придут совсем не с тех
направлений, с которых они ожидаются сегодня. И сегодняшние противники и
недоброжелатели России могут оказаться и союзниками, и наоборот, союзники могут
повернуться против России. Динамический консерватизм вооружает методологией
моделирования и прогнозирования будущего.
Сегодня “классические” идеологические платформы не могут
предложить ничего, кроме той или иной формы очередного “срыва”, очередного
“дефолта” России как цивилизации. Совершенно иллюзорной представляется попытка
построения “новой России”, вписанной в потребительский мир. Даже если
либерально-консервативной программе удастся на данном этапе взять верх, она не
будет способна стать стратегией, не сможет ответить на глубинные запросы
общества и выразить культурные архетипы нации. Пройдет еще несколько лет, может
быть пять, максимум десять (при условии невероятно благоприятной внешней
конъюнктуры), и наступит тотальный кризис, который вновь ввергнет Россию в хаос
и поставит перед угрозой полного растворения в истории. Если же внешняя ситуация
будет менее благоприятной, то Россию просто разорвут на части, внутренние
центробежные и внешние агрессивные силы на Западе и на Востоке похоронят режим,
отказавшийся стратегически мыслить. Комплекс идей Русской доктрины нужно принять
сейчас, пока это возможно, пока еще не поздно.
Помимо полного распада страны есть и другой сценарий. Если
сегодня не принять идей Русской доктрины, идей вменяемого национального и
духовного консерватизма – тогда после “срыва” стагнации появляется большой шанс
у сил радикального национализма. На смену либералам-западникам придут уже не
динамические консерваторы, а националисты-схоластики и подражатели западным же
“крайне правым”, “национал-социалистам” – при таком развитии событий
нелицеприятный анализ ситуации и жесткость Русской доктрины покажутся нынешним
ее противникам сущим раем, по сравнению с “новой Россией”, “Россией для
нацистов”. От такого очередного “срыва” проиграют все – и в первую очередь
русский народ, для которого идеи “этнического государства”, “национальной
исключительности” не характерны, чужды его исторической традиции.
Доктрина нуждается в развитии, в обогащении идеями тех
экспертов и мыслителей, кто пока не вошел в круг наших авторов. Мы еще не
достигли уровня подробного и исчерпывающего описания устройства будущей России,
некоторые вопросы остались лишь в виде набросков. Любые конкретные схемы должны
пройти проверку жизнью и практикой. Мы стремимся к дальнейшему приближению к
выверенному мировоззрению и призываем всех неравнодушных, мыслящих патриотически
подключиться к работе. Мы уверены, что разница во взглядах на те или иные
вопросы актуальной политики и стратегии не должна нас смущать. Речь идет о
гораздо большем, чем дискуссия – речь идет о судьбах будущей России.
ОГЛАВЛЕНИЕ