Глава 4. ОБРАЗ РОССИИ ДЛЯ НАЦИИ И МИРА
5. Образ России будущего
Старая традиционная нравственность в народе еще не до конца
утрачена, она хранится в порядочности и бытовых привычках, которые у русских
людей существенно отличаются от, например, западноевропейских. Однако старую
нравственность, инерцию естественных этических установок нельзя путать с
сознательным поддержанием и созданием моральной системы нации, тем более что в
состав нации входят представители разных племен и культурных укладов, разных
традиций, восходящих не к одному, а к нескольким нравственным мирам. Россия как
классическая, “правильная” империя предполагает многовариантность укладов,
внутренних миров. Даже принадлежность к православию не означает принадлежности к
одной культуре: православие допускает множественность культурных традиций. Тем
более в цивилизации, которая уже давно нашла подходы к сверхконфессиональному
строительству общих для всей нации институтов, разработка нравственных
стандартов и стандартов качества жизни не означает культуртрегерства и
цивилизаторства в смысле приведения всех укладов к единому знаменателю.
Формирование этих стандартов есть не что иное, как распространение очевидных
благ. Так, еще в эпоху Древнего Рима благами имперской цивилизации были
прекрасные мощеные дороги, акведуки, избавление морей от пиратства и тому
подобные понятные всем племенам и народам достижения. России сегодня необходимо
выработать набор благ, который действительно способен войти в приемлемый и
желанный для других этнокультурных общностей стандарт. Не перековка
народов по своему образу и подобию (происходящая на Западе в
соответствии с его этической системой индивидуализма), но предоставление
народам привлекательного идеала – под эгидой русской этики совместного
противостояния злу и паразитическим явлениям – вот образ России будущего для
всего мира.
России необходимо выработать набор благ, который
действительно способен войти в приемлемый и желанный для других этнокультурных
общностей стандарт. Не перековка народов по своему образу и подобию, но
предоставление им привлекательного идеала – под эгидой совместного
противостояния злу и паразитическим явлениям – вот образ России будущего для
мира.
Как мы уже отмечали, для русской этической системы характерно
концентрироваться не на ответных, а на упреждающих волевых поступках,
предугадывающих новые вызовы и происки зла, не позволяющих ему перехватить
инициативу. Поэтому нашей цивилизации предстоит сформировать своеобразную
инновационную установку на превентивное обеспечение безопасности.
Поскольку возникающие угрозы для государств и человечества как
сверхнационального сообщества могут иметь самый неожиданный характер, никогда
точно не известно, что именно может оказаться жизненно необходимым в следующий
момент истории. России надо уделять первостепенное внимание широкому спектру
инноваций, а также их свойствам быть легко применимыми и адаптируемыми, с
возможностью быстрой подгонки к разным условиям. От стратегического продукта с
маркой “Россия”, как интеллектуального, так и вещественного, будут требоваться
качества удобства, надежности, простоты в обращении. При этом Россия
должна стать источником технологий, в первую очередь связанных с ее главной
воинской миссией, – здесь проявит себя смысл вышеуказанной коалиции ученых и
воинов.
Мы считаем, что нравственная установка власти в XXI веке
внутри России могла бы исходить из нескольких принципов:
1) делать ставку на самостоятельных, крепких, устойчивых
людей во всех слоях и сословиях общества;
2) утверждать этические образцы личным примером (чтобы
снискать народное доверие и любовь, нужны общепонятные – самоотверженные –
поступки носителей государственной власти);
3) сделать сами имена “Россия”, “русские” символами
правильной цивилизации и морального влияния (ведь только личное имя способно
выразить спаянность различных характеристик, из которых складывается
культурно-исторический тип);
4) целенаправленно содействовать формированию живого
правящего слоя, активной “смыслократии”, не бояться в их числе умных,
амбициозных, одаренных людей, при этом их творчество и созидание должны быть
введены в строгое нравственное русло, в том числе и символическими средствами (в
частности, нужна публичная присяга всех высших руководителей государственной
власти, глав общенациональных институтов с акцентом на их личную
ответственность при осуществлении порученного дела), а также путем создания
морального кодекса – с ключевой идеей жертвенно-рыцарственного служения
Отечеству;
5) проявить железную волю, как в противодействии внутренним
врагам очищения страны, так и вовне; власть должна найти способы
продемонстрировать свою способность к применению силы, в том числе и дать
понять, что Россия при определенных условиях (которые должны быть четко
оговорены) применит ядерное оружие – этот аргумент крайний, но он должен быть
действительным аргументом в случае угрозы нашей духовной суверенности и попыток
помешать России идти самостоятельным политическим курсом (в этой связи можно
напомнить и знаменательную историческую аналогию – требование Б. Рассела в 1946
г. о нанесении по СССР превентивного ядерного удара); нужно поставить врагов
России перед фактом, что в нашей этической системе сила является
источником блага, а государство, которое не может проявить силу, не может
считаться и суверенным.
Русский человек XXI века должен быть не пассивным
созерцателем, “убегающим” от сложнейших задач действительности, но воинствующим
выразителем своего нравственного и духовного идеала. Наш культурологический
“брэнд” – Ванька-встанька, неунывающий архетип нации, символ русского оптимизма.
Итак, резюмируя все сказанное, Россия нуждается не в
копировании западной системы, где общество расщепляется на узенький слой
“эзотерической элиты” и основной потребительский класс, в сущности, беспомощный
и беззащитный перед новыми вызовами истории, но в консолидации нации,
сотрудничестве ее элиты с основным несущим слоем – самостоятельных, нравственно
дееспособных домостроителей, кормильцев своих семей и крепких опор
государственного порядка. Каждому из русских домостроителей должен быть открыт
путь к высотам образования, познания и служения государственному единству,
участию в управлении и определении стратегических задач нации. Нам нужны не
легко гипнотизируемые обыватели, но образованные, самостоятельные сильные люди
внизу – только такие люди смогут стать основой долговечной, развивающейся,
преодолевающей вызовы, смотрящей вперед цивилизации. Об этом более ста лет назад
писал Д.И. Менделеев: “Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие
всю русскую действительность, для того, чтобы мы смогли сделать настоящие,
самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны”.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ