Глава 2. ОЧИЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
8. Инвентаризация национального достояния
В подготовительный период преобразований Комитет
государственного контроля формирует состав временных контрольных инстанций –
Временной комиссии по технической инвентаризации (ВКТИ) и Временной
комиссии по финансовой инвентаризации (ВКФИ). Структуры ВКТИ и ВКФИ
формируются и при окружных представительствах Главы Государства. Временные
контрольные инстанции действуют в период подготовки социально-экономической
санации и распускаются по его завершении. В состав временных контрольных
инстанций включаются лица с высшим экономическим образованием, опытом работы в
государственном экономическом менеджменте и безукоризненной репутацией в
менеджменте и частной жизни, при условии доказанного отсутствия корпоративных
обязательств. Формирование временных контрольных инстанций осуществляется
одновременно с преобразованием государственной информационной политики и
формированием высшего звена принятия стратегических решений.
Временным государственным комиссиям предстоит осуществлять
экспертную оценку и учет национального достояния, в том числе физического и
морального состояния основных фондов, а также финансовых, технологических и
кадровых потребностей в интересах стратегических национальных задач. Состав
советов специалистов, выступающих в качестве экспертов, формируется на основе
рекомендаций профессиональных объединений, ветеранских союзов, партий и
оглашается одновременно с персональным руководящим составом временных
государственных комиссий. Сформированные таким образом административные и
общественные структуры на общенациональном и окружном уровне выполняют задачи
инвентаризации экономического, научно-технологического и кадрового потенциала
(“научный учет производительных сил” по В.И. Вернадскому) по следующим
направлениям:
1) природные (эксплуатируемые и неэксплуатируемые) ресурсы;
2) научно-образовательный потенциал;
3) основные фонды ключевых индустриальных мощностей;
4) инфраструктура;
5) военный потенциал.
Инвентаризация неиспользуемых природных ресурсов
осуществляется Временной комиссией по технической инвентаризации (ВКТИ, в
дальнейшем преобразуемой в Инвентаризационную службу Комитета государственного
контроля). ВИК формирует окружные инвентаризационные комиссии с участием
специалистов окружных Центров стратегических разработок и окружных служб
Росприроднадзора (в дальнейшем – Экологической службы КГК). Окружные
инвентаризационные комиссии составляют заключения, характеризующие:
- потенциал неиспользуемых и законсервированных месторождений
природных ресурсов;
- себестоимость извлечения природных ресурсов и доставки к
мощностям их переработки и экспорта;
- материальную оценку неэксплуатируемых и законсервированных
месторождений природных ресурсов;
- отношения собственности на неэксплуатируемые месторождения
природных ресурсов;
- причины неиспользования природных ресурсов;
- оценку ущерба, обусловленную консервацией природных
ресурсов владельцами добывающих компаний и эксплуатирующими организациями.
Инвентаризация используемых природных ресурсов осуществляется
ВКТИ совместно с Временной комиссией по финансовой инвентаризации (в дальнейшем
– Финансовой службой КГК) и специализированными окружными инвентаризационными
комиссиями с участием специалистов Центров стратегических разработок,
прокурорских органов и Росприроднадзора. Комиссии осуществляют:
- материальную оценку эксплуатируемых природных ресурсов в
сопоставлении с доходами государства от приватизации добывающих компаний;
- эффективность управления природными ресурсами со стороны
компаний-владельцев добывающих предприятий;
- реальные масштабы задолженности добывающих предприятий
перед государством;
- масштабы ущерба для государственного бюджета в связи с нерациональным
использованием природных ресурсов;
- ответственность конкретных лиц за нерациональное
использование государственных и частно-корпоративных инвестиций в природные
ресурсы.
Заключения о характеристике запасов природных ресурсов и их
использовании предоставляются на рассмотрение Совета Безопасности.
Инвентаризация научно-образовательного потенциала
осуществляется на общенациональном уровне ВКТИ и Временной кадровой комиссией,
на региональном уровне – окружными инвентаризационными комиссиями. Комиссии
соответствующих профилей составляют экспертные заключения, характеризующие:
- материально-техническое состояние учреждений высшего
образования и научно-исследовательских учреждений и организаций;
- соответствие использования мощностей образования и науки их
профилю и предназначению;
- рациональность использования научных и преподавательских
кадров;
- возможности самофинансирования организаций науки и
образования из частных и муниципальных источников;
- внедренческие возможности научного потенциала;
- потребности в государственных и муниципальных
капиталовложениях;
- масштабы ущерба для государственного бюджета в связи с
нерациональным использованием инвестиций в науку и образование;
- ответственность конкретных лиц за нерациональное
использование инвестиций в научные исследования и высшее образование;
- кадровые потребности образовательных и научных учреждений.
Инвентаризация материально-технического потенциала
производится совместно ВКТИ и ВКФИ и региональными совместными
инвентаризационными комиссиями. Комиссии оценивают техническое и финансовое
состояние отраслеобразующих и градообразующих индустриальных предприятий,
находящихся в государственной и корпоративной собственности. Оцениваются
следующие параметры:
- материально-техническое состояние основных фондов;
- реальная стоимость основных фондов предприятий;
- эффективность использования государственных и частных
инвестиций;
- задолженность корпоративных собственников государственному
бюджету в связи с приобретением и эксплуатацией предприятий;
- масштабы ущерба для государственного бюджета в связи с
нерациональным использованием инвестиций в производство;
- ответственность конкретных лиц за нерациональное
использование индустриальных мощностей;
- потребности в капиталовложениях для восстановления прежнего
профиля производства либо перепрофилирования индустриальных мощностей;
- потребности базовых индустриальных мощностей в кадрах
специалистов.
Инвентаризация состояния инфраструктуры электроэнергетики,
транспорта, связи и массового вещания производится специализированными
межведомственными комиссиями, сформированными на основе ВКТИ и окружных КТИ.
Комиссии оценивают:
- материально-техническое состояние стратегически важных
линий электропередачи, шоссейных и железных дорог, мостов, трубопроводов,
логистической и терминальной инфраструктуры стратегического воздушного и водного
сообщения, телефонной связи и телепередающих мощностей;
- потребность в капиталовложениях для поддержания указанной
инфраструктуры в рабочем состоянии;
- масштабы ущерба в связи с нерациональным использованием
государственных и корпоративных инвестиций в инфраструктуру;
- потребности в квалифицированных кадрах.
Инвентаризация военно-технического потенциала
производится совместными комиссиями в составе специалистов ВКТИ и ВКФИ с
кооптацией половины состава за счет специалистов министерства обороны. Комиссии
оценивают:
- материально-техническое состояние основных фондов;
- материально-техническое состояние вооружений;
- материально-техническое состояние инфраструктуры доставки
вооружений;
- материально-техническое состояние служб тыла;
- материально-техническое состояние пограничных сооружений;
- техническое состояние и кадровое обеспечение военных
учебных заведений;
- эффективность коммерческого использования военной
инфраструктуры;
- масштабы ущерба для бюджета Минобороны в связи с
нерациональным использованием военных сооружений.
Результаты инвентаризации применяются:
- для расчета общих потребностей общенациональных и
региональных материальных ресурсов, в том числе потребностей в
военно-техническом потенциале и средствах для обустройства государственной
границы России;
- для расчета кадровых потребностей для поддержания и
развития соответствующих ресурсов;
- для оценки эффективности государственного и
частно-корпоративного управления стратегическими ресурсами;
- для оценки ущерба индустриальному и военно-техническому
потенциалу в процессе имущественного передела и частичной утраты управления
стратегическими мощностями и резервами;
- для привлечения к ответственности конкретных лиц и
организаций за допущенную деградацию научных, производственных, транспортных и
оборонительных мощностей.
Средства, полученные в ходе применения штрафных санкций и от
реализации конфискованного имущества, перечисляются в бюджеты соответствующих
государственных программ.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ