Глава 3. ПУТЬ К ОТВЕТСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
3. Национальный консенсус как условие социальных
преобразований
Социальная политика любого правительства является основным
источником доверия к нему со стороны широких слоев населения. Ее отражение в
общественном сознании является системообразующим фактором общественного мнения.
Популярность левых идей в РФ отражает ностальгию общества по
существовавшей в СССР системе распределения материальных благ, предполагавшей
общедоступность услуг, связанных с охраной здоровья и воспитанием, а также с
широкими возможностями применения профессиональных навыков и относительно
высоким уровнем личной безопасности.
Популярность левых идей в РФ отражает ностальгию общества по
существовавшей в СССР системе распределения материальных благ, предполагавшей
общедоступность услуг, связанных с охраной здоровья и воспитанием, а также с
широкими возможностями применения профессиональных навыков и относительно
высоким уровнем личной безопасности
Вместе с тем уравнительный характер распределения, особенно
начиная с периода Н.С. Хрущева, в который получили распространение
редуцированные и вульгаризированные представления о цели общества, состоящей в
удовлетворении материальных потребностей (“колбасный коммунизм”), формировал
массовую психологию социального иждивенчества, связанную в общественных
ожиданиях с воцарением идеального потребительского общества в исторически
обозримые сроки.
Столкновение либеральной политики с психологией
потребительского общества в начале 1990-х гг. привело не к “слому”
потребительских настроений и росту “общественно полезного” индивидуализма, а к
прогрессирующей социальной деградации на фоне криминализации отношений
присвоения и распределения.
Перспективы политического и экономического прогресса России
неразрывно связаны с разработкой качественно новой социальной политики,
отвечающей не только чаяниям народа, но и приоритетам нации. Сверхзадача такой
политики состоит в преодолении отчуждения между властью и обществом и достижении
национального консенсуса.
Объективная возможность осуществления новой социальной
политики определяется следующими обстоятельствами текущего периода:
1) массовым разочарованием населения в либеральной
экономической и социальной политике, самодискредитацией либеральных идеологов в
результате их популистских манипуляций общественным сознанием (“каждый может
стать предпринимателем”), сопровождавших реформу собственности;
2) массовой неудовлетворенностью населения в связи с вопиющим
имущественным неравенством между социальными слоями, со значительным разрывом в
средних уровнях жизни в различных регионах, с недоступностью элементарных благ
для широких слоев населения;
3) широким распространением оборонительного мышления в связи
с самодискредитацией Запада, выступавшего в начале реформ в качестве нового
общественного идеала; широким осознанием обществом заинтересованности Запада в
ослаблении СССР и России, в том числе за счет социально-демографической
деградации;
4) значительной сохранностью относительно высокой
профессиональной квалификации и образовательного уровня широких слоев населения,
создающей существенные предпосылки для прорывного преобразования экономической и
социальной стратегии с широким вовлечением неиспользуемого или неадекватно
используемого профессионального потенциала;
5) формированием слоя частных предпринимателей, занятых в
национальном производственном секторе, заинтересованного в протекционистской
экономической политике государства и противопоставляющего себя финансовой
олигархии, в том числе в связи с ее тесным партнерством с транснациональными
корпорациями, национальным и международным криминалитетом.
Национальный консенсус формируется на основе общих ценностей,
разделяемых критическим большинством населения и мобилизующих это большинство к
профессиональной и гражданской активности.
Жизнеспособность и авторитет государства, развитие и
совершенствование его институтов, равно как и правосознание и гражданская
активность населения, определяются способностью государства и общества к
активному преодолению факторов и тенденций, угрожающих выживанию нации в целом.
Активное формирование позитивной (социально оптимистической)
системы общественных ценностей может и должно быть инициировано государственным
руководством, осознающим масштабы грозящих нации бедствий. Первым шагом к
кристаллизации национального консенсуса является прямое обращение
государственного руководства к обществу, содержащее как признание ошибочности,
частично порочности, прежней либеральной экономической и социальной политики,
так и твердую уверенность в позитивных (нравственных и деятельностных) качествах
народа и справедливости его чаяний.
Первым шагом к кристаллизации национального консенсуса
является прямое обращение государственного руководства к обществу, содержащее
как признание ошибочности, частично порочности, прежней либеральной
экономической и социальной политики, так и твердую уверенность в позитивных –
нравственных и деятельностных – качествах народа и справедливости его чаяний
Провозглашение новой социальной (как и экономической)
политики предполагает апелляцию к народным ценностным установкам, глубоко
укорененным в сущностно консервативном мышлении большинства населения. Эта
апелляция сопровождается формулированием определенных достижимых целей, воедино
связывающих государство и общество в противовес тормозящим их развитие
паразитическим внутренним и внешним силам.
Инициирование преобразований сопровождается объективно
необходимой очисткой государственного аппарата от лиц, скомпрометировавших себя
в общественном мнении, в особенности в связи с неадекватными и социально
неблагоприятными концептуальными и управленческими решениями в экономической и
социальной области.
Политический старт социальной реформы должен сопровождаться
постулированием качественно новых подходов к решению критических экономических и
социальных проблем, при своевременно организованном и продуманном информационном
сопровождении.
Социальные чаяния окрашиваются выработанной столетиями
бытовой моралью, являющейся основой народного (неписаного) права. В совокупности
традиционных обществ, входящих в состав сверхнациональной нации, бытовая мораль
имеет тенденцию к формированию региональных особенностей. В то же время общие
черты народных представлений, сформировавшиеся как в период Российской империи,
так и за время существования Советского Союза, составляют единую основу
национальных представлений об индивидуальной чести, достоинстве, долге перед
нацией и местным сообществом, заслугах перед нацией и местным сообществом,
правомерности почитания этих заслуг.
Соответствие государственной политики традициям бытовой
морали, способность государства к ее формированию является условием выживания
как государства, так и общества. Для обеспечения этого соответствия нужны
постоянно действующие и чувствительные механизмы обратной связи.
Ответственная социальная политика, в особенности в рамках
стратегии мобилизационного периода, не может не учитывать приоритеты бытовой
морали. Между тем привнесение ее элементов в практику и даже в терминологию
государственной политики является вполне выполнимой задачей. Она может
решаться методом поэтапного введения “меритального” (основанного на ранжировании
видов труда по вкладу в общественное благо) принципа государственного
социального поощрения.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ