Глава 2. СОЗДАТЬ МИГРАЦИОННУЮ “МЕМБРАНУ”
5. Контуры новой иммиграционной политики: славяне и неславяне
Наша иммиграционная политика должна открывать перед
мигрантами славянского происхождения близкую перспективу вживания в российскую
среду вплоть до получения гражданства. Многие миллионы трудоспособных
этнических русских, проживающих в странах СНГ, готовы переехать в Россию, если
здесь им будут созданы нормальные условия для жизни и труда. 20–25 млн русских в
странах СНГ – это демографический запас, который должен быть использован Россией
для преодоления жесточайшего демографического кризиса. 5–8 млн иммигрантов,
говорящих по-русски, воспитанных в рамках нашей культуры, на ближайшие годы
решат проблемы воспроизводства населения и дефицита трудовых ресурсов.
Мы должны отказаться от “необольшевистской” практики
российских властей 1990-х годов, всячески раздувавших различия между
“россиянами” (русскими по большевистской терминологии), украинцами и белорусами.
В 1920-е годы ленинская гвардия применила это разделение для того, чтобы
доказать факт угнетения национальных меньшинств в Российской империи
великорусским большинством. В 1990-е прозападная номенклатура “демократов”
вбивала психологические клинья между ветвями одного народа для оправдания
расчленения СССР. Нам не следует зеркально повторять практику режима украинских
националистов в Киеве. Если там выступают с проповедью оголтелого разделения
великороссов и украинцев, то мы должны противопоставить ей мощный глас в защиту
нашего единства. Это обеспечит России не только армию приверженцев на Украине,
но и переломит нынешнюю “разделительную психологию” в России (ибо среди молодежи
уже растет ненависть к украинцам), создаст благоприятную моральную атмосферу для
иммиграции в Россию союзнически и прорусски настроенных малороссов. Особенно из
восточных и южных областей бывшей УССР. Въезд в Россию малороссов намного
предпочтительнее азербайджанской или таджикской “колонизаций”.
Необходимо принятие закона “О разделенном народе”, честно
признающего суровые последствия расчленения СССР для восточных славян. В этом же
законе следует прописать принципы, структуры и механизмы новой миграционной
политики. Здесь следует обозначить работу государства с русской диаспорой и
приоритетные регионы для заселения новоприбывшими24.
Необходимо привлекать и мигрантов-неславян. Однако в России
не должно быть замкнутых, фактически экстерриториальных общин и анклавов (как,
например, во Франции или Бельгии), не признающих над собой власти местных
законов и традиций. Такие мигранты лишь некоторое время “варятся в собственном
соку”, а затем, как это имеет место в тех же Франции и Бельгии, предъявляют
коренному населению и государству политические претензии. Необходимо
создать своего рода государственную систему политической, культурной,
образовательной адаптации неславянских мигрантов из стран Средней и
Юго-Восточной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Китай, Вьетнам).
Однако делать это нужно по “принципу мембраны” – допускать в
Россию лишь тех, кто лоялен русским и способен вписаться в наше общество.
При формировании новейшей русской идентичности, в которой
находится место и для неславян, самой по себе “советской идентичности”
недостаточно. Советская идентичность обеспечивалась целым рядом
структур, символов и бытовых подробностей – от паспорта и милиции, через армию и
партсобрания и кончая Пугачевой и салатом “Оливье” на Новый год. Вырванный из
этих скреп отдельный человек обладает “советской идентичностью” только в очень
относительном смысле слова, в смысле “общей памяти”. Причем, будучи “городской
цивилизацией”, советская цивилизация “перерабатывала” прежде всего горожан,
затронув жителей деревень, аулов и кишлаков в гораздо меньшей степени (последние
– это часто “дикие”, даже для своих соплеменников, люди). Соответственно, выбор
“фильтров” при осуществлении миграционной политики должен быть основан не только
на формальном наличии у новых мигрантов общей идентичности с гражданами России,
но и на фактическом обладании таковой.
Русский сверхнационализм не признает только одну категорию
гостей – “взломщиков”. Но в случае с миграцией в Россию мы понимаем, что часто
это “взломщики” поневоле. И мы добиваемся лишь одного: чтобы они либо пришли как
свои, либо ушли как чужие, либо жили у нас как чужие, но тогда уже на наших
условиях. И подлинными нашими противниками являются те, кто хочет сделать так,
чтобы гости превращались во взломщиков.
При формировании новейшей русской идентичности, в которой
находится место и для неславян, самой по себе “советской идентичности”
недостаточно. Русский сверхнационализм не признает только одну категорию гостей
– “взломщиков”. Но в случае с миграцией в Россию мы понимаем, что часто это
“взломщики” поневоле. И мы добиваемся лишь одного: чтобы они либо пришли как
свои, либо ушли как чужие, либо жили у нас как чужие, то есть на наших условиях.
24 Все это имеет смысл лишь в случае полного изменения экономической политики России и создания на ее землях многих точек промышленного и аграрного роста. В противном случае наша страна, неспособная сегодня дать работу даже имеющемуся населению, потерпит крах в налаживании переселения.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ