Глава 13. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РЕСУРСНОГО РАЗВИТИЯ
6. Сердце Евразии
На строительстве дорог и интенсификации перевозок поднимались
многие экономики, создавались рабочие места. В регионах, через которые пройдут
транспортные коридоры, будут развиваться рынки услуг, отрасли сопровождения,
инфраструктура туризма и отдыха. Адекватная загрузка и развитие транспортной
инфраструктуры создали бы дополнительный стимул для других отраслей экономики –
от энергетики до розничной торговли. Причем все это – вовсе не только вдоль
самих транспортных коридоров. Так, при резком увеличении объема грузоперевозок у
железных дорог ощутимо увеличится потребность в подвижном составе, а здесь в
последние годы наблюдается уверенный переход на продукцию отечественного
производителя. Возрастет загрузка нашей промышленности в целом. Сборочные,
металлургические производства получат реальные заказы (в период великих строек
заказы получают все). Большая стройка – это всегда большие деньги. Появится
реальная возможность модернизировать нашу промышленность, даже ту, которая
сейчас неконкурентоспособна, довести ее до необходимого уровня.
Достройка трансконтинентального транзитного коридора
(Европа–Азия) естественным образом предполагает инкорпорирование в него всех
имеющихся транспортных ресурсов России “Запад–Восток”. А ресурсы эти более чем
серьезны, и к тому же имеют солидную историю. Великая Сибирская магистраль
(ранее также именовавшаяся “Стальным поясом России”, а ныне традиционно
ассоциирующаяся с Транссибом) связала Москву и Владивосток еще в начале XX века,
а закладывалась и вовсе при Александре III. Цифры показывают, что за последнее
время объем транзита на Транссибе (который является одним из ключевых элементов
Трансазиатской железнодорожной магистрали) возрос в три раза. Однако “простор
для деятельности” здесь все равно огромен: на сегодняшний день, к примеру, из
360 тысяч контейнеров, ежегодно отправляемых Японией в западном направлении,
через Россию идет чуть больше 8 тысяч (!).
На III Общеевропейской конференции, проходившей в Хельсинки в
июне 1997 года, был подтвержден курс на продление международных коридоров №2 и
№9, от Москвы соответственно в восточном и юго-восточном направлениях (с выходом
на Владивосток и Находку, а также на Астрахань и Новороссийск), и на открытие
внутренних водных путей для иностранного судоходства на участке Азов–Астрахань и
использование преимуществ Северного морского пути для международных перевозок.
Все это позволяет создать на территории России уникальные условия для
функционирования сбалансированной по техническим и эксплуатационным параметрам
Евро-Азиатской интермодальной транспортной системы.
Использование территории России для транзитных потоков имеет огромный
потенциал и обещает самые серьезные перспективы как для России, так и для
возможных деловых партнеров – как среди государств СНГ, которые в этой ситуации
становятся нашими прямыми партнерами, так и среди третьих стран. Однако не менее
перспективным (и, при нынешней конъюнктуре, гораздо более рентабельным)
представляется смежное направление – использование потенциала территории страны
для международной транспортировки товарных потоков, генерируемых непосредственно
в России. На первое место здесь, разумеется, выходит трансфер углеводородов.
Проблема создания трансконтинентальных инфраструктурных
коридоров имеет еще одно – более высокое измерение.
Широкое хождение в мире имеет концептуальный тезис
“Азиатско-Тихоокеанский регион – центр экономического мира в XXI веке”.
Тиражируется данный тезис и у нас в России. Однако, несмотря на
распространенность этого убеждения, оно является в корне ошибочным.
Центром мировой экономической активности в ближайшее столетие
будет не АТР, а Евразия. Это объективно, так как финансовый коллапс США
неминуем. Интересы Китая очень скоро развернутся с восточного направления (от
заокеанского торгового партнера и нынешнего финансово-эмиссионного центра мира)
на запад, вглубь континента. Впечатляющий прогресс, достигнутый в деле
урегулирования давних споров Китая и Индии, и резкая активизация разнообразной
деятельности в рамках Шанхайской организации сотрудничества – еще одно
подтверждение ускорения этого геополитического и геоэкономического сдвига.
“Морская” геополитическая конструкция меняется на “континентальное” устройство
мира.
Но скорость этого объективного процесса смещения, сдвига
глобального центра экономической деятельности может быть ускорена активной
позицией России в этом вопросе. С несомненной выгодой для России. Причем выбора
у нас нет: либо мы занимаем активную позицию в процессе формирования
трансъевроазиатского экономического мегапространства и принимаем в нем участие в
качестве субъекта, либо нам отведут в нем место объекта другие активные игроки.
Третьего не дано.
Выбора у нас нет: либо мы занимаем активную позицию в
процессе формирования трансъевроазиатского экономического мегапространства и
принимаем в нем участие в качестве субъекта, либо нам отведут в нем место
объекта другие активные игроки. Третьего не дано.
Срединное географическое положение России на континенте, ее
возможности в качестве транзитной страны, не говоря уже о ее ресурсном
потенциале, просто не позволяют нам самоустраниться из этого процесса. А особый
статус России как поликонфессиональной державы и как носителя особого
цивилизационного кода, во многом явившегося продуктом евразийского культурного
сплава, позволяет ей быть медиатором процесса формирования единого
экономического пространства Евразии и одновременно активным игроком, необходимым
для всех участников этого процесса. Не воспользоваться этим историческим шансом
было бы непростительной ошибкой. Данная роль и миссия открывает для нашей страны
грандиозные перспективы.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ