Глава 12. РУССКАЯ НАУКА
2. Новая государственная политика в сфере науки
Россия заинтересована в максимальном развитии своего
интеллектуального потенциала и его рациональном применении для национальных
нужд. Необходимые предпосылки выживания, преобразования и последующего
ускоренного развития нации включают суверенизацию (деколонизацию) национального
научного процесса, реструктуризацию всей системы образования и науки с отбором и
первоочередным обеспечением ее прорывных направлений, упорядочение отношений
собственности научных учреждений, преодоление социального кризиса науки,
восстановление и повышение престижа научной и преподавательской деятельности в
обществе.
Стратегическая значимость ряда научных дисциплин и
направлений внедрения НИОКР определяется потенциальной ролью соответствующих
направлений и технологий в осуществлении прорыва российской экономики на
качественно более высокий уровень, отвечающий статусу экономически суверенной
державы, миссии мирового полюса стратегического влияния и роли экономического
моста между Европой и Азией, и укреплении безопасности нации, в том числе в ее
социально-демографическом аспекте.
Необходимые предпосылки выживания, преобразования и
последующего ускоренного развития нации включают суверенизацию (деколонизацию)
национального научного процесса, реструктуризацию всей системы образования и
науки, преодоление социального и финансового кризиса в этих сферах,
восстановление и повышение престижа научной и преподавательской деятельности в
обществе.
Значение нестратегических областей науки и образования в
процессе национального возрождения определяется их функциональной ролью в общем
обеспечении прорывного развития, вкладом конкретных коллективов в экономическое
развитие страны, их подключением к общенациональным и межрегиональным программам
экономического возрождения, а также соответствием научной деятельности новой
парадигме национального развития.
Участие в стратегических научных разработках является особо
почетной деятельностью, что предусматривает особый общественный статус научного,
инженерного и преподавательского состава соответствующих профилей. В то же время
образование в области стратегически важных наук, организация стратегических
научных исследований, формулирование и внедрение стратегических программ
развития сопровождается особыми требованиями к педагогическим, научным и
руководящим кадрам.
Новая государственная политика в области высшего образования,
науки и технологий осуществляется в контексте системных экономических и
социальных преобразований и определяется первоочередными задачами экономического
восстановления на общенациональном и региональном уровнях, а также
стратегической актуальностью сохранения и нового формирования научных школ,
восстановления и развития материальной и технологической базы ведущих
научно-исследовательских и образовательных учреждений.
Основы новой политики в области образования, науки и
технологий закладываются в подготовительном периоде системных преобразований.
В ходе подготовительного периода преобразований Совет
Безопасности России (его новые полномочия и функции в системе государственной
власти раскрыты в главе 2 части 6) поручает своим
специализированным экспертным советам разработку предложений по оптимальной
структуре министерств и ведомств, которым поручается исполнение стратегии
экономического возрождения в соответствии с доктринальными разработками СБ. С
учетом рекомендаций вновь созданной Временной кадровой комиссии Совет
Безопасности распределяет ведомственную и персональную ответственность за
реализацию конкретных направлений.
С учетом данных вновь сформированной общенациональной
Временной комиссии по технической инвентаризации и ВКТИ территориальных округов
специализированные экспертные советы СБ разрабатывают предложения по
оптимальному развитию научно-технологических центров, концентрации
производительных сил, формированию инфраструктурных коридоров, привлечению и
целенаправленной профессиональной специализации трудовых ресурсов. На основе
этих предложений формулируется предварительный перечень отраслей фундаментальных
наук и соответствующих научных и образовательных школ и учреждений, подлежащих
первоочередной государственной поддержке.
После законодательного утверждения основных доктринальных
документов, закрепляющих смену национальной парадигмы развития, по завершении
деятельности Национальной комиссии по финансовой инвентаризации и завершающих
структурных и кадровых изменений в системе исполнительной власти, Совет
Безопасности инициирует созыв Совета по стратегическому развитию – специальной
межведомственной структуры Правительства России, утверждающей приоритеты
научно-технологического и индустриально-инфраструктурного развития,
разрабатывающей на их основе общенациональные и межрегиональные программы
экономического возрождения и прорывные стратегические проекты.
Состав Совета по стратегическому развитию формируется в
соответствии с новой структурой Правительства России. Подготовка
общенациональных программ научно-технического развития и стратегических проектов
осуществляется по согласованию с постоянно действующими общественными
(корпоративно-сословными) структурами – Научно-техническим советом, Советом
технических менеджеров, Российским деловым советом, затем проекты утверждаются
Советом Безопасности России.
Общенациональные программы комплексного экономического
восстановления и стратегические научно-технологические проекты,
предусматривающие междисциплинарный характер и ускоренное внедрение
невостребованных и новых научных разработок, выполняют функцию двигателей
научно-образовательного процесса в целом. Концентрация проектной деятельности в
центрах стратегических разработок при полномочных представительствах Главы
Государства и развитие на их базе межрегиональных программ экономического
возрождения предполагает закрепление перспективных научных кадров на
региональном уровне, сохранение и новое формирование региональных научных школ и
их вовлечение в проектную и внедренческую деятельность в интересах всестороннего
развития регионов, выравнивания их социально-экономических возможностей и
рациональное использование невостребованного ресурсного и
транспортно-транзитного потенциала.
Реализация новой парадигмы экономического и
научно-технического развития предполагает:
– преодоление зависимости стратегических отраслей
производства и соответствующих направлений образования и научных исследований от
инонациональных государственных и корпоративных интересов;
– формирование и специализацию источников финансирования
высшего образования и научных исследований с учетом задачи восстановления
научных школ и механизмов экспериментального и промышленного внедрения научных
разработок;
– реструктуризацию системы образования и науки в соответствии
с приоритетными задачами национального возрождения;
– государственную поддержку системы высшего образования и
науки с целенаправленным созданием преимуществ для стратегических областей
научных исследований и стратегического проектирования;
– качественную реорганизацию системы профессиональной
ориентации и кадрового отбора;
– повышение общественного статуса ученых, занятых в
стратегических областях науки, через разностороннее привлечение научных
работников к задачам государственного управления, предоставление особых
социальных привилегий ученым, занятым в стратегических областях, введение
системы поощрения научных достижений и изобретательства, в том числе
воодушевление средствами государственной информации и пропаганды.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ