Глава 12. РУССКАЯ НАУКА
Сделать науку “трамплином” экономического роста
1. Целеполагание и ресурсы возрождения научной сферы
О возможностях сохранения и наращивания знаний, а также
способности России к расширенному воспроизводству интеллектуального капитала –
наиболее ценного ресурса в современной экономике говорит недавнее прошлое: в
условиях колоссальных потерь генофонда в двух мировых войнах, революции и
гражданской войне, в условиях репрессий и массовой эмиграции, всего за 25–30 лет
(начиная с 30-х годов) страна смогла превратиться в научно-техническую державу
мирового уровня. Даже с учетом произошедшего оттока научных кадров, сегодня
Россия все еще превосходит США по числу научно-исследовательских работников в
расчете на 1 млн человек населения (4,35 тыс. против 3,73 тыс.).
Сильной стороной отечественной научно-технической
деятельности является умение создавать « тело новшества»
высочайшего уровня. Имманентно присущая российским исследователям открытость и
привычка к коллективному решению проблем, « генетическое» отсутствие у граждан
России преобладающей ориентации в научной деятельности на материальные стимулы и
мотивы оказались адекватными созидательным ценностям надындустриального уклада и
представлениям о движущих силах творческого процесса и производства новых
знаний.
Основу конкурентоспособности России на поприще
научно-технической деятельности составляет высокая образованность ее населения.
Даже с учетом произошедшего оттока научных кадров, сегодня Россия все еще
превосходит США по числу научно-исследовательских работников в расчете на 1 млн
человек населения (4,35 тыс. против 3,73 тыс.).
Основу конкурентоспособности России на поприще
научно-технической деятельности составляет высокая образованность ее населения.
Охват школьным обучением в нашей стране и сегодня соответствует уровню, который
обеспечивается только в высокоразвитых странах. В стране сохраняется и даже
возросло стремление к получению высшего образования.
Однако в настоящее время наука не относится к числу
приоритетов государства. Об этом свидетельствуют, в частности, крайне низкие
объемы отпускаемых на науку бюджетных средств. Если в США государственное
финансирование науки и технологических разработок составляет 2,3–2,5% ВВП, то в
России – 0,7% ВВП, и это при наличии многократного разрыва в абсолютных размерах
ВВП между этими странами.
Если в США государственное финансирование науки и
технологических разработок составляет 2,3–2,5% ВВП, то в России – 0,7% ВВП, и
это при наличии многократного разрыва в абсолютных размерах ВВП между этими
странами.
Кардинальная смена парадигмы национального развития России
предполагает отказ от колонизационной модели экономики, что предусматривает
решительное вмешательство государства в процессы высшего образования и науки.
Задачи преодоления деградационных тенденций в сферах производства, общественно
необходимых услуг, жилищно-бытовой сфере, компенсации социально-экономических и
в том числе региональных диспропорций, рационального использования человеческого
потенциала, возрождения духовной жизни и распространения социального оптимизма
требуют целенаправленной государственной поддержки научно-образовательной сферы.
Утверждение новой парадигмы развития предполагает модернизационную
реструктуризацию системы высшего образования, первоочередное стимулирование
стратегически приоритетных направлений прикладной науки и обеспечивающих ее
отраслей фундаментального знания.
Задачи преодоления деградационных тенденций в сферах
производства, компенсации социально-экономических и региональных диспропорций,
рационального использования человеческого потенциала, возрождения духовной жизни
и распространения социального оптимизма требуют целенаправленной государственной
поддержки научно-образовательной сферы.
В целях обеспечения опережающих темпов национального развития
государству предстоит целенаправленно и дифференцированно задействовать
имеющиеся резервы научно-технического и кадрового потенциала в виде:
– неиспользованных научно-технических разработок, в том числе
в областях волновой и квантовой физики, кристаллохимии, в соответствующих
сберегающих и ресурсозамещающих технологиях, применимых в конкурентоспособном
производстве в отраслях глубокой переработки природных ресурсов, в производстве
двигателей и мониторинговых устройств, в точной механике и оптике, в
микроэлектронике, радиоизотопном и фармацевтическом синтезе;
– автономных проектных научно-внедренческих структур
различных форм собственности, действующих на базе распавшихся
научно-производственных объединений и развивающих специализированные
высокотехнологические продукты;
– простаивающих, но относительно сохранных производственных
мощностей, а также нерационально используемого, но пригодного для индустриальных
целей имущества, включая расформированные воинские части, логистические и
транспортные терминалы, недвижимое и движимое имущество конвертированных
мощностей ВПК;
– невостребованных интеллектуальных ресурсов в научной
отрасли, в том числе потенциала молодых специалистов, частично усвоивших
наследие выживших или распавшихся научных школ, а также частично усвоивших
навыки современного зарубежного экономического менеджмента, включая бывший
офицерский состав армии и флота, в том числе из бывших республик СССР;
– невостребованной неквалифицированной рабочей силы, в том
числе в деградировавших индустриальных поселениях, в сельской местности, во
вспомогательных частях регулярной армии, в составе уволенных по сокращению
военнослужащих и переселенцев из бывших республик СССР;
– невостребованного информационного потенциала спецслужб и
дипломатического корпуса, включая бывших сотрудников силовых и
внешнеполитических ведомств бывших республик СССР и государств-партнеров;
– патриотического потенциала пропагандистских кадров, в
особенности в региональных электронных СМИ, а также среди отстраненных от работы
пророссийски ориентированных сотрудников СМИ в бывших республиках СССР.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ