Глава 8. СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
3. Условия удвоения ВВП за 5–7 лет
По итогам выполнения антикризисной программы ВВП на душу
населения и потребление будут подняты до уровня в среднем примерно 2/3 от уровня
развитых стран, потребление 80% населения с низкими доходами будет поднято
минимум на уровень 1990 г.
По завершении реализации антикризисной программы будут
созданы предпосылки для постепенной либерализации, но эта либерализация все-таки
должна иметь ограниченные размеры. Россия в состоянии догнать США по размерам
потребления на душу только в случае работы экономики в регулируемом смешанном
варианте при степени либерализации, сопоставимом с уровнем Франции и Италии в
60-е годы и Южной Кореи и Тайваня в 70-е годы.
Решение поставленной Президентом задачи удвоения ВВП за
приемлемое время возможно только в случае а) форсированной реализации
антикризисной программы и б) дальнейшего развития экономики России в
регулируемом режиме. Никаких ВТО, никаких “киотских протоколов”.
Здесь нужно напомнить еще раз, что неолиберальная экономика –
это экономика перераспределения, а не экономика развития. И она даже в теории
эффективна лишь при высокой эффективности предпринимательского сообщества, чего
в России, где данное сообщество сильно пострадало от “ядов” “приватизационного
предпринимательства” и “криминального предпринимательства”, еще долго не будет.
И в 1990 г., и сегодня, и в будущем оптимальной для
российских условий, как и условий большинства стран, является модель
регулируемой смешанной экономики, обладающей большими ресурсами экономического
суверенитета. Именно эта модель, как показал опыт развития мировой экономики с
1945 г. по 2005 г., создает наиболее благоприятные условия и для экономического
роста, и для повышения технологического уровня экономики, и для максимально
быстрого развития эффективного предпринимательского сектора.
Оптимальной для российских условий является модель
регулируемой смешанной экономики, обладающей большими ресурсами экономического
суверенитета. Именно эта модель создает наиболее благоприятные условия и для
экономического роста, и для повышения технологического уровня экономики, и для
максимально быстрого развития эффективного предпринимательского сектора.
Возможности для ввода в полном объеме программы
экономического восстановления России в данный момент пока отсутствуют. Однако
время течет быстро. Запад теряет контроль над Россией, поскольку его все больше
связывает китайский фактор. Одновременно он теряет позиции в мировой экономике
именно потому, что его экономика пока все еще базируется на неолиберальной
экономической модели. Переход США к реализации крупномасштабной государственной
программы строительства АЭС (возможность чего рассматривается) плюс уже
запланированный уход США с основных баз в Евразии имеют неизбежным следствием
постепенный отказ США, а за ними и прочих развитых стран, от неолиберальной
модели, поскольку она, по существу, рассчитана лишь на захват чужого имущества.
Даже в условиях эволюционного развития экономической обстановки (без мировых
финансовых катастроф) это произойдет между 2010 и 2015 гг.
А это означает, что в любом случае, если Россия сохранит
государственное единство (которому реально угрожает состояние ее экономики), то
эквивалент предложенной выше программы экономического восстановления будет
введен в действие не позднее 2015 г.
Если она распадется, то большинство экономических
образований, которые возникнут на месте России, все равно введут в действие
эквиваленты этой программы.
При консервации status quo в области экономической политики
Россия к 2015 г. лишится примерно трети производственного потенциала, причем
наиболее ценной его части. Поэтому тянуть с переходом на рельсы политики
экономического восстановления и отказа от неолиберальной экономической модели с
чисто экономической точки зрения нецелесообразно.
Россию загнали в институциональную ловушку. Нужно выбираться
из нее.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ