Глава 6. “ФОРМУЛЫ” ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Как надо и как не надо реформировать хозяйство
1. Какая экономика не нужна России
Уже 15 лет продолжаются реформы, и все эти годы круги, их
продвигающие, хранят молчание в отношении целей реформ. Постепенно в этом
вопросе появляется некоторая ясность.
Первая фаза реформ предусматривала:
1) минимизацию амортизационного фонда;
2) за счет этого и сокращения фонда оплаты труда создание в
России экономики извлечения сверхприбыли;
3) создание в стране предпринимательского сообщества
периферийного типа, перебрасывающего собственность по мере ее образования на
Запад и неспособного являться экономическим и политическим конкурентом западных
предпринимательских сообществ;
4) формирование значительной части экспортного капитала за
счет амортизационного фонда и вывоза таким образом его на Запад;
5) игнорирование процессов деиндустриализации и
демодернизации экономики России, являющихся следствием перечисленных
мероприятий.
Вторая фаза реформ (соответствующая их современному
этапу) предусматривает:
1) в условиях, когда “сливки сняты”, с целью сохранения
режима генерации экономикой сверхприбыли и режима крупномасштабного экспорта
капитала по видимым и невидимым каналам – приватизацию фондов социального
обеспечения;
2) демонтаж социальной инфраструктуры экономики России,
включая дальнейший демонтаж систем образования и здравоохранения (характерно,
что совершенно очевидный процесс вымирания населения под прессом реформ
игнорируется);
3) приватизацию земельного фонда с сосредоточением его
основной части в руках ограниченного числа собственников латифундий, “отрыв”
коренного населения от земли;
4) приватизацию ЖКХ с целью превращения его в еще один центр
генерации сверхприбыли;
5) полное открытие российского рынка активов для иностранных
собственников (по условиям вступления в ВТО);
6) начало процесса постепенного замещения местной рабочей
силы импортной.
Все перечисленные мероприятия перечисляются по факту. Все они
в той или иной степени проводятся в жизнь.
Конструкторы второй фазы реформ не учли или недостаточно учли
следующие моменты:
1) при приватизации ЖКХ оно превратится в очередное
криминальное царство, причем криминалитет приобретет до сих пор отсутствующую у
него способность влиять на поведение массы избирателей;
2) наличие китайского фактора – после вступления России в ВТО
китайский капитал хлынет в Россию, что быстро приведет к радикальным изменениям
в обстановке, включая и политическую обстановку;
3) то, что называется сейчас протестным потенциалом, быстро
растет. Следствием второй фазы реформ является быстрый рост массы маргиналов,
который рано или поздно приведет к параличу власти, сначала на местах, потом в
центре (по латиноамериканскому образцу или российскому образцу 1917 г.).
В связи с проблемой протестного потенциала нужно принимать
также во внимание, что: а) законы против экстремизма в состоянии сдержать только
законопослушных граждан, но не маргиналов; б) удержание ситуации под контролем
силовых аппаратов на огромной территории России при тех условиях, которые
создаст вторая фаза реформ, предполагает уровень затрат на них, сопоставимый в
процентах к ВВП со всеми социальными затратами на 2002–2004 гг.
Как же представляется условно-предельный вариант проводимых
реформ применительно к действующим тенденциям? Следует ожидать:
1) после того как все будет приватизировано до последнего
гвоздя и до последнего рубля социальных фондов, а обрабатывающая промышленность
окончательно деградирует, под влиянием экономических перегрузок и внешних
воздействий государство “рассыплется”, с суверенизацией всех центров добывающей
промышленности; Москва и Санкт-Петербург в экономическом отношении превратятся в
этом случае в зоны бедствия, в “черные дыры”, откуда население будет
разбегаться, как это было в 1918–1919 гг.;
2) в зонах новых “кувейтов” будет предпринята попытка
заменить местную рабочую силу импортной с соответствующими последствиями для
местного населения;
3) возможно появление зон крупномасштабной голодной
смертности.
Этот вариант развития событий имеет то явное “преимущество”,
что он позволит окончательно закрепить за новыми владельцами приватизированную
крупную собственность. Но это только в том случае, если дело сойдет гладко.
Весьма вероятны попытки создать в рамках сценария “третьей
фазы реформ” в зоне Кавказ – Поволжье – Урал конфедерацию с мусульманским ядром.
Общеизвестно, что Запад давно уже стремится создать ее как такую замену
российского государства, которую можно использовать для “сдерживания” Китая.
Но и тут есть ряд “но”. Все планы реформ базируются на
посылке пассивности населения России. Однако оно оживает. Как бывало и в
прошлом, когда население России сильно прижимали, оно “взорвется” неожиданно.
Следует ожидать, что при попытках дальнейшего продвижения “реформ” и еще более
при попытках “реконструировать” (а по сути – деконструировать) российское
пространство население России не оправдает надежд на его пассивность. Затем есть
Китай. После ликвидации СССР “от Аляски до Британских морей китайская армия всех
сильней”. Китай достаточно силен, чтобы в условиях острого кризиса в России
удержать Запад от прямого вмешательства и тем более от опытов по образованию
мусульманской конфедерации на территории России с целью “сдерживания” Китая. Еще
труднее представить, чтобы Китай, которому нужны и нефть и газ, “сдал” нефтяные
и газовые поля России Западу.
Во время недавнего визита китайского лидера Ху Цзиньтао он не
оставил никаких сомнений, что Китаю “нужна Россия” в независимом от Запада
состоянии.
Продолжение “реформ” в том духе, в каком они ведутся, ничего
хорошего не сулит России. Но оно мало хорошего сулит и Западу. Налицо авантюра с
неясным исходом, которая может очень плохо кончиться не только для ее жертв, но
и для ее инициаторов.
Продолжение “реформ” в том духе, в каком они ведутся, ничего
хорошего не сулит России. Но оно мало хорошего сулит и Западу. Налицо авантюра с
неясным исходом, которая может очень плохо кончиться не только для ее жертв, но
и для ее инициаторов.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ