Глава 5. ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2. Рамочные факторы экономической политики
Тезис о всесилии сил рынка базируется на игнорировании того
принципиального обстоятельства, что “всесильный” рынок – это всего лишь
домработница в квартире, характер и результаты работы которой определяются
требованиями и причудами “хозяйки” (экономическая и финансовая политика),
размерами квартиры и ее содержимым. Результаты работы рыночных сил определяются
не ими самими, а рамочными факторами, то есть такими факторами, которые не
поддаются давлению рыночных сил или поддаются их давлению очень медленно.
Разгром экономики России в пореформенный период вовсе не результат работы сил
рынка, а плод определенной проводившейся экономической политики, в итоге которой
в России после 15 лет реформ нет ни эффективной кредитной системы, ни
эффективного фондового рынка, а в обрабатывающей промышленности и даже в
торговле – эффективных корпоративных структур. Достаточно было Центробанку после
1994 г. в два раза против нормы понизить степень монетизации экономики России, и
она легко и просто превратилась за считаные месяцы в экономику банкротов, причем
последствия этого до сих пор не изжиты.
Разгром экономики России в пореформенный период вовсе не
результат работы сил рынка, а плод определенной проводившейся экономической
политики, в итоге которой в России после 15 лет реформ нет ни эффективной
кредитной системы, ни эффективного фондового рынка, а в обрабатывающей
промышленности и даже в торговле – эффективных корпоративных структур.
Первичными рамочными факторами для экономики России
сегодня являются:
– низкая эффективность предпринимательского сообщества, для
выведения которой на уровень эффективности предпринимательских сообществ
развитых и новых индустриальных стран (с учетом потребностей изживания
криминализации, порожденной условиями реформы, и приспособления к работе в
расчете на норму прибыли меньше 10%) нужно не меньше 20 лет;
– наличие квалифицированной рабочей силы (разговоры о
нехватке рабочей силы – миф, а вот огромная безработица – факт);
– дефицит рабочей силы при проведении рациональной политики
ее использования не будет ощущаться в любом случае в течение нескольких
десятилетий;
– крупные размеры территории и сравнительно высокий уровень
обеспеченности экономики сырьевыми ресурсами;
– крупные размеры производственного комплекса (даже сегодня
он примерно соответствует производственному комплексу США конца 50-х годов);
– высокий уровень развитости всех основных отраслей
промышленности и соответственно высокий уровень самодостаточности экономики
(импорт составляет меньше 10% фактического промышленного производства и меньше
5% от потенциального промышленного производства при полной загрузке мощностей);
– отсутствие технологических лимитов на наращивание
производства собственными силами;
– достаточная способность к ассимиляции новых технологий,
если она искусственно не парализуется характером экономической политики;
– принципиальная невозможность даже отдаленно обеспечить
потребность России в инвестициях за счет зарубежных капиталовложений;
– способность инвестиционного комплекса обеспечивать
инвестиции в экономику в размере не меньше 1 трлн долл. (их фактическая величина
в 2004 г. около 500 млрд долл.);
– экономический рост и политика экономической справедливости
как условие социальной и политической стабилизации России в условиях
характерного для нее цивилизационного многообразия;
– ориентация политики Запада на раскол России и уничтожение
ее экономической мощи (“додавить гадину”).
Последнее, очевидно, оказывает парализующее влияние на
склонность западных инвесторов к инвестициям в российскую экономику.
Имеется значительное количество вторичных рамочных
факторов, являющихся продуктом стратегии реформирования экономики после 1990
г. и созданных ею кумулятивных эффектов (большинство этих факторов были подробно
рассмотрены выше). В том числе:
– довольно высокий уровень криминализации общества;
– дефицит ресурса легитимности у значительной части
производственной собственности;
– отсутствие эффективной кредитной системы и эффективного
фондового рынка;
– неэффективность корпоративной системы, обслуживающей
экономику;
– наличие неустранимого в режиме валютной либерализации
большого разрыва между курсом рубля, исчисленным по паритету покупательной
способности (ППС), и его номинальным курсом;
– как результат – скрытое субсидирование экспорта и скрытое
субсидирование любых иностранных капиталовложений в экономику России с
соответствующими последствиями в виде режима истощения России и постепенного
перехода активов ее экономики в иностранные руки; вытеснение государства из
экономики способствует этим процессам;
– в условиях либерализации обращения продукции ТЭК примерно
трехкратный разрыв между средним уровнем цен (определяется ППС рубля) и ценами
на продукцию ТЭК, в результате чего условием функционирования экономики является
недоамортизация ее большинства отраслей и постепенное сокращение массы
производственного капитала;
– кризисный характер экономики России (глубина кризиса
сопоставима с его глубиной в США в 1932 г.) при, как ни парадоксально, высоком
уровне прибыльности;
– на фоне огромных экономических возможностей быстрое
вымирание продуктивных категорий населения;
– неуклонный рост социальных рисков на перспективу;
– в связи с перечисленными моментами – высокие инвестиционные
риски, парализующие склонность отечественных и зарубежных предпринимателей к
капиталоемким инвестициям в производственный сектор экономики России и
устойчивая тенденция вывоза капитала за границу.
В условиях текущего фазиса реформ, предполагающего быстрое
сокращение расходов социального характера, заслуживает внимания наличие большого
(в несколько раз) разрыва между ППС рубля в сфере платных услуг и в сфере услуг,
оплачиваемых за счет общественных фондов потребления (образование,
здравоохранение и др.). В этой ситуации сокращение объема производства услуг,
оплачиваемых за счет общественных фондов потребления, неизбежно приведет, помимо
инфляционной волны, к резкому сокращению производства конечных услуг и их
потребления населением и соответственно явится фактором, понижающим ВВП.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ