Глава 2. ТРИАДА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
5. Государство и местное самоуправление
Самоуправление территориальных общин – составная часть
системы государственного управления, его первичное звено. Местное самоуправление
– функция политического субъекта, которым является территориальный социум,
именовавшийся в античной древности муниципией, называющийся в современной
Франции коммуной, в России – общиной. Община – первичная политическая ячейка
нации, обладающая территориальной обособленностью, социальной устойчивостью и
относительной самостоятельностью в хозяйственно-экономическом отношении. Поэтому
там, где есть население, но нет общины, не бывает и реального местного
самоуправления. То, что население современного города, поселка и даже большого
села (станицы), как правило, не обладает признаками общины – факт, который не
надо доказывать. Тем более это положение присуще крупным городам или такому
мегаполису, как Москва. Они даже теоретически не могут быть общинами, и
наделение статусом местного самоуправления городских и районных административных
органов – не более чем условность.
Прежде всего государственной власти предстоит выявить и
поддерживать территориальные социумы – общины, обладающие реальной низовой
инициативой и ресурсами для самостоятельного развития. Такие общины должны быть
наделены всеми правами, вытекающими из положений законодательства, регулирующего
местное самоуправление. Но где такой инициативы и ресурсов пока объективно нет
или недостаточно и формальное создание местного самоуправления было бы его
имитацией, обязанности его органов все равно должен кто-то выполнять. Их
осуществляют территориальные администрации, создаваемые властью данного региона.
При этом важно, чтобы недееспособные пока еще социумы-общины (“советы”)
постепенно дорастали до возможности учреждать и развивать местное
самоуправление.
Местное самоуправление должно сопрягаться с органами государственной власти,
а не противопоставлять им себя. С одной стороны, оно должно стать
первичным институтом государственности, создаваемым самими гражданами в городах
и сельских поселениях. С другой – подотчетность и подконтрольность
распространяется и на органы местного самоуправления, от чего они были ошибочно
освобождены на протяжении нескольких лет. У системы органов
государственной власти и местного самоуправления, его составной части, принципы
организации должны быть не различными, а общими.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ