Глава 5. РУССКАЯ СЫВОРОТКА ПРОТИВ МЕДИАТЕРРОРИЗМА
3. Новое ТВ (сетевой путь)
Слишком долго и успешно растлеваемое и терроризируемое
сознание нации необходимо сперва если не призвать к праведности, то хотя бы
обратить к консервативным идеалам.
Носителям Русской доктрины необходимо быть услышанными – а
для этого нужны телеканалы. Слишком многое зависит от личности руководителя
канала, от того, кто расставляет те или иные акценты в редакционной политике.
Есть определенная надежда на здоровые силы, уже присутствующие на телевидении,
но не обладающие достаточной властью, чтобы формировать политику канала в целом.
Это такие авторы, как Алексей Пушков, Андрей Добров, Михаил Леонтьев, Аркадий
Мамонтов… Главное, что могут сделать подобные личности, – это оздоровить
духовную и интеллектуальную атмосферу общества, в которой уже можно будет
естественно и спокойно мыслить, чувствовать и дышать. В свое время у них
появится больше возможностей, но для этого необходима постоянная работа в их
поддержку. Надо перестать клонировать новые партии и движения под каждую
пассионарно-митинговую личность, а научиться консолидированно помогать
тем, кто близок широкой национальной коалиции консервативных сил. При этом
очевидно, что “первый призыв” смыслократии нужно будет направить именно в
массмедиа, заняв тем самым ключевые “высоты”, с которых до сих пор еще ведется
наиболее разрушительный артобстрел нации информационными террористами.
Помимо необходимости добиваться влияния на центральном
телевидении нужно строить систему альтернативного телевидения – на сетевых
принципах. Сверхновое русское ТВ может и должно одновременно выступить как
предприятие современного бизнеса, самоокупаемое и успешное.
Центральные каналы телевидения показывают все что угодно,
только не Россию. Как будто в стране нет ничего, кроме президента, Москвы, Чечни
и Питера. Нет всей остальной страны – с ее красотами, потенциальными
возможностями и великой историей. С 1991 года в глубине России идет своя жизнь,
которую не хотят замечать в центре: люди в регионах борются с кризисом, находят
удачные организационные решения, заводят новые производства, создают
оригинальные товары и технологии, смелые проекты во всех сферах деятельности. На
местах выдвигаются яркие, умные политики, предприниматели, организаторы местного
самоуправления и менеджеры.
Идеология “телевизионной нации” работает сегодня против
реальной нации. Русские лишены общения друг с другом, не знают о ценном опыте и
удачных прорывах. Взамен им предлагают образ страны-помойки, страны-могилы, края
вечной войны, развала и катастроф – с набором одной и той же московской “элиты”.
Современные вещатели так и не заполнили образовательную и
научно-популярную ниши (и по ряду причин сами они подойдут к этому еще не
скоро).
Идеология “телевизионной нации” работает сегодня против
реальной нации. Русские лишены общения друг с другом, не знают о ценном опыте и
удачных прорывах. Взамен им предлагают образ страны-помойки, страны-могилы, края
вечной войны, развала и катастроф. Одно из решений – породить сетевое
телевидение, опирающееся на десятки местных студий…
Информационные службы-“телекнопки” вряд ли смогут перестроить
рекламно-коммерческое вещание и подчинить его интересам продвижения необходимых
обществу знаний о правилах игры, о стратегии развития страны. Они “заточены” под
другие задачи. Общепринятая идеология рейтинговых телевещателей довольно проста:
“любая новость должна быть окошмарена”; “позитива не бывает – бывает реклама
и PR”.
Огромные ресурсы политического и информационного влияния
сосредоточены в руках узкого круга владельцев и менеджмента СМИ, связанных между
собой неформальными отношениями, устанавливающих “теневые нормы”
маниакально-депрессивной информационной политики, медиатеррора. “В телевизоре”
практически нет взвешенной аналитической информации, воспитывающей
государственную позицию гражданина России, направленной на формирование слоя
универсально образованных людей. Бесконечные ток-шоу, концерты поп-звезд и
реалити-игры бездарно скопированы с западных аналогов. Ничего своего у
“академиков ящика” нет.
Есть в нынешнем ЦТ и другая сторона: оно слишком дорого.
Минута рекламного времени в прайм-тайме стоит до 30 тысяч долларов. А это
значит, что отечественный предприниматель и производитель не могут пробиться к
обществу. Отсюда – засилье рекламы иностранных товаров и пива. Будто в России
ничего больше нет…
Но это положение можно изменить. Тем более что подобное в
истории уже было.
В США 60-х гг. существовал набор всеамериканских телеканалов
и масса местных разобщенных студий, вещавших в радиусе действия своих
передатчиков. В нынешней РФ есть десятки региональных и городских ТВ-каналов,
которые не связаны друг с другом. У них – масса проблем. Рекламодателей и
новостей не хватает, нет возможности заполнять сетку вещания хорошими
программами. Ресурсов на то, чтобы готовить качественные программы, фильмы и
сериалы, просто нет. Они обречены вариться в собственном соку, буквально
вымучивая новости, поневоле замыкаясь в тесных “местечковых” рамках. В то же
время они накопили богатейший и интереснейший материал по своим городам,
областям и краям, который пока остается запертым.
Решение напрашивается само собой: покончить с засильем
самодовольных центральных каналов так же, как это сделали американцы, – породить
сетевое телевидение, опирающееся на десятки местных студий с их
неиспользованными возможностями. “Американцы в семидесятые создали сетевые
агентства, которые сначала наладили обмен материалами между региональными
телекомпаниями, – рассказывает режиссер и продюсер Иван Сидельников. –
Где-нибудь в штате Юта охотно смотрели документальные ленты и новости с Аляски –
и наоборот. Затем агентства стали поставлять свои информационно-аналитические
программы, которые обходили федеральные каналы по популярности”.
Они объединяли разрозненные частные каналы и информационные
агентства общей идеей, новыми возможностями влияния на общественную жизнь,
новыми перспективами в рекламном бизнесе. Региональные агентства, студии и
каналы получили общенациональный рынок информации и рекламы, резко увеличилась
аудитория для производимых ими сводок новостей, программ и фильмов. Со временем
по охвату они приблизились к общефедеральному уровню. А там пошли и заказы на
производство фильмов, передач, презентаций образовательного, просветительского и
коммерческого характера. То есть они открыли качественно новый рынок сбыта своей
продукции и новые заказы.
Местные телевизионщики, сотрудничая на взаимовыгодных
условиях с центральными агентствами сети (организаторами обмена, заказов и
совместной работы), предоставят им свои производственные мощности (съемочную
технику, монтажные, транспорт, исполнителей, ньюсмейкеров), архивы, возможности
для оперативных съемок и освещения событий. В итоге “мозговые центры” сетевого
вещания перейдут к созданию собственных программ новостей, тематических передач
и документальных фильмов, которые смотрела бы все бóльшая и бóльшая аудитория.
Образуются качественно новые возможности для трансляции и внедрения собственных
взглядов, точек зрения – формирования мировоззрения зрителей.
Это приведет к удешевлению производства программ и широкому
распространению альтернативных точек зрения на происходящие в стране и мире
события. Региональные компании привлекут серьезных сценаристов, режиссеров и
продюсеров. В рамках сети все в большей мере будут использоваться новейшие
технологии, создаваться более дорогая, качественная компьютерная графика,
начнется широкая циркуляция более достоверной и проработанной аналитической
информации (за счет координирующего центра), появятся новые телепрограммы,
посвященные росту образования и знаний.
Именно таким образом в США в 70-е годы сформировались
крупнейшие информационные вещатели. За считаные годы они потеснили старые
центральные каналы. Возникли знаменитые TBS Тэда Тернера и CNN – идеологические,
сценарные и продюсерские центры. Тернеру не пришлось скупать для этого местные
студии – он сработал как истинный предприниматель, предложив малым телеканалам
выгодную схему взаимодействия.
Другой подобный пример – возникновение арабской телесети “Аль-Джазира”.
Еще недавно о ней не знал почти никто, а сегодня эта компания превратилась в
мощнейшую информационную силу.
Сетевое телевидение обязательно вызовет интерес у различных
предпринимательских структур. Давать рекламу сюда выгоднее и дешевле, чем
пробиваться на федеральные каналы. Множеству местных производителей нужно
расширять рынки сбыта, рекламируя свои изделия. Реклама на центральном ТВ им не
по карману, зато на сетевом телевидении – в самый раз. Эти предпринимательские
структуры будут способствовать развертыванию межрегиональных информационных
проектов. Да и регионы заинтересованы в сетевом обмене. Например, Хабаровскому
краю важно показать привлекательность своих южных районов для переселенцев с
Чукотки. А на Чукотке с интересом узнают о жизни хабаровцев. Огромный резерв
сверхнового телевидения – это политики и общественные деятели новой волны,
которым нужно продвижение.
Центральное ТВ в России не закрывает огромные рыночные ниши.
Например, в то время как на Западе бурный рост переживает научно-популярное
вещание (канал “Дискавери”, к примеру), в РФ это направление совершенно убито и
заменено на массовое производство подражательных, вторичных шоу.
Стоит выйти на рынок с отечественным продуктом такого рода, с
передачами исторической и природоведческой тематики из регионов, с оригинальными
программами незаезженных авторов – и центральные каналы будут жестоко биты в
конкурентной борьбе за аудиторию. Возможности тут открываются огромные. От
распространения восстановленных и оцифрованных советских лент “Леннаучфильма” (а
их – 4 тысячи!) до налаживания обмена программами местных студий. Например, в
Хабаровске есть совершенно потрясающие материалы о русских первопроходцах Сибири
и Дальнего Востока. Великолепные архивы есть у студии “БАМ”. У таймырского
телевидения – съемки уникального Путоранского заповедника. Кто в России знает об
этом удивительном месте? А вот американцы, которых провезли над Путораном, потом
сознались, что это место – не хуже их Большого Каньона.
Отдельная тема – новые прорывные технологии отечественных
ученых и изобретателей. На центральных “кнопках” вы о них ничего не узнаете.
Зато сетевое телевидение о них расскажет. Разве людям, по которым больно бьет
жилищно-коммунальная реформа, не интересно узнать о новых технологиях,
позволяющих во много раз сократить затраты на отопление и энергоснабжение жилья?
Ну а центральные каналы, коли им так хочется, пусть по-прежнему продолжают
говорильню на тему реформы ЖКХ.
В сражении за русское будущее новое телевидение должно
использовать необычные ходы, отдавая приоритет документальному кино,
альтернативной системе русских новостей и острым тематическим
передачам. На этом поле мы способны получить конкурентные преимущества и
наладить мощную трансляцию русских идей.
В принципе все “кубики” и “ячейки” для построения сверхнового
русского телевидения есть. Осталось их соединить нитями выгодных связей. И
региональные агентства новостей, и крупнейшее негосударственное информационное
агентство деловой направленности “РосБизнесКонсалтинг”, и несколько студий,
снимающих отличные ленты, и Интернет-версии ряда СМИ. Дело – за финальной
“сборкой” проекта.
Нужно, чтобы, включив телевизор, зритель увидел “Евроньюс” в русском
варианте. Так, чтобы мы могли почувствовать пульс собственной страны. Не
бессвязные сводки отрывочной информации, а большую программу с солидными
разделами, посвященными и общественной жизни, и политическим новостям, и
научно-технической тематике, и экономике, и культуре со спортом.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ