Глава 5. РУССКАЯ СЫВОРОТКА ПРОТИВ МЕДИАТЕРРОРИЗМА
2. Три миссии и три вида СМИ
Можно увидеть три традиционные и оправданные с точки зрения
нации и ее интересов миссии массмедиа:
– организация беспристрастного информирования о фактах и
насущных проблемах (прямая миссия СМИ);
– участие в воспитании полноценного гражданского
самосознания, в формировании государственно и национально ориентированного
общественного мнения, осуществление связи общества и власти (политико-идеологическая
миссия СМИ);
– распространение высших культурных образцов, научное,
художественное, духовное, нравственное образование аудитории (образовательно-просветительская
миссия СМИ).
Три традиционные миссии СМИ – прямая (беспристрастное
информирование), политико-идеологическая и образовательно-просветительская.
Развлекательная функция СМИ и массовой культуры не может быть признана миссией.
Она должна хотя бы частично соответствовать каким-то из вышеуказанных миссий
СМИ. В противном случае медийный продукт оказывается бесполезным для общества.
Если говорить об этих миссиях как полноценных мотивах
информационной деятельности, то в целом сегодняшние СМИ этого лишены. СМИ
демонстрируют либо безразличие к коренным мотивам трех указанных миссий, либо
тиражирование всех форм антинациональных настроений и нетрадиционной морали
(имморализм).
Развлекательная функция СМИ и массовой культуры не может быть
признана миссией. Это именно функция, и характер “индустрии развлечений”
может не столько положительно определяться государственной политикой, сколько
ограничиваться законом. Однако здесь можно отметить один существенный момент:
развлекательная функция СМИ не должна быть бездумной и бессмысленной – она
должна хотя бы частично соответствовать одной или сразу нескольким из
вышеуказанных миссий СМИ. Полное отсутствие выполнения той или иной миссии
делает данный медийный продукт бесполезным для общества.
В новом законе должна быть проведена четкая классификация
СМИ. Для наиболее полного обеспечения права граждан на достоверную информацию,
нравственную безопасность и высококлассное просветительское обеспечение все СМИ
имеет смысл разделить как минимум на три статусные группы:
– государственные (исполняют в своей деятельности все три
миссии СМИ);
– общественные (преимущественно исполняют информационную и
образовательно-просветительскую миссии);
– частные (ориентируются преимущественно на информационную
миссию).
1). Государственные средства массовой информации
должны быть некоммерческими, финансироваться исключительно из государственного
бюджета. Производство дорогостоящих фильмов и программ осуществляется только по
госзаказу, утвержденному Министерством культуры. Редакционная политика
государственных СМИ должна вписываться в проводимую верховной властью России
внешнюю и внутреннюю политику. Культурный и моральный облик государственных СМИ
должен соответствовать духовным традициям России, непререкаемым принципом в их
работе должно быть поддержание достоинства гражданина, исповедующего ту или иную
религию, сознающего принадлежность к той или иной этнической, корпоративной,
профессиональной группе. Государственные СМИ реализуют информационную,
идеологическую, образовательную, культурную, нравственно-просветительскую
составляющие стратегической политики России. При этом происходит освещение
разнообразных мнений политических, общественных, культурных деятелей, в том
числе не согласных с официальным курсом. Политические партии и общественные
объединения пользуются информационным полем государственных СМИ пропорционально
их значимости для государственной и общественно-политической жизни страны, но не
в целях саморекламы.
В государственных средствах массовой информации не
допускается реклама и пропаганда “сверхпотребления”, услуг паразитического
характера. Являясь составной частью аппарата федеральной и региональной власти,
государственные и муниципальные СМИ сами являются объектом преобразований.
Санация и декриминализация федерального вещания станет необходимой предпосылкой
успеха преобразований в целом. Санация федерального вещания предполагает:
прекращение контрактов с поставщиками антисоциальной кинопродукции и
производителями программ, выполняющих функцию “сверхпотребительских” услуг,
проповедующих потребительские ценности. Выходя из ситуации коррумпированности
управленческих структур в области культуры и СМИ, проводя в этой сфере кадровую
чистку, власть должна позаботиться о сведении к минимуму ущерба для
управленческой, производственной, технологической составляющей организаций, где
проходит санация.
2). Общественные средства массовой информации
должны быть некоммерческими, как и государственные, финансироваться частично из
госбюджета, частично из фондов общественных объединений, по взаимному соглашению
между государством и Общественным советом при Главе Государства. Редакционная
политика общественных СМИ должна охватить весь спектр социально значимых
интересов граждан России, освещать и публично анализировать всю проблематику их
взаимоотношений. Политические партии не могут претендовать на информационное
поле общественных СМИ.
3). Частные средства массовой информации должны быть
свободны экономически и коммерчески, финансироваться из любых законных
источников внутри страны, кроме госбюджета. Необходимо провести пересмотр
лицензионных списков и ввести процедуру регулярного подтверждения лицензии для
частных СМИ, которые финансируются зарубежными государствами, международными
организациями, иностранными гражданами. В своей деятельности частные СМИ
ограничиваются только законодательством России. Политические партии присутствуют
на информационном поле частных СМИ, способствуют их объединению в более крупные
информационные холдинги. Общественный совет при Главе Государства не вмешивается
в деятельность частных СМИ, хотя и содержит специальную комиссию, обладающую
правом оперативных рекомендаций в адрес правительства по вопросам лицензирования
таких СМИ (ликвидация лицензии или изменение статуса частного СМИ может
происходить только в соответствии с решениями суда и лицензирующих органов).
Средства массовой информации иностранных государств могут
работать в общенациональном информационном поле России только в рамках
международных соглашений, заключенных правительством, предусматривающих
равноправный обмен информацией в конкретных областях (экономика, наука,
культура, искусство, образование и т.д.).
Директивное разделение СМИ на государственные, общественные и
частные – это не ущемление свободы слова, а напротив, более последовательная
реализация такой свободы. Декоммерциализация государственных средств массовой
информации и деполитизация общественных поставит чувствительный барьер на пути
шельмования государственных интересов и манипуляции общественным мнением, а
ангажированность частных СМИ, наоборот, позволит учесть весь спектр политических
пристрастий в обществе.
Непосредственными задачами государственных и общественных СМИ
являются:
– провозглашение социальной, демографической, региональной
политики государства стратегической сферой деятельности, направленной на
оздоровление общества; информирование населения о социальных инициативах
государства;
– подробное разъяснение социальных прав граждан,
обеспечиваемых государственными инициативами; консультирование населения по
основным вопросам политических и гражданских прав, социальной и юридической
защиты, перспективных общенациональных программ в специальных тематических
передачах;
– трансляция социальной рекламы;
– опосредованная пропаганда государственной политики через
документальное и игровое кино, публицистику, в том числе: раскрытие традиционных
общественных ценностей, в особенности родительского и сыновнего долга, с
участием духовенства традиционных конфессий, освещение конкретного позитивного
экономического и социального опыта в регионах России, прямая и косвенная
пропаганда наведения правового порядка в стране, результативного труда,
подвижнической общественной деятельности, дел милосердия (реабилитации инвалидов
и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, развития специальных учебных
заведений и содержания учреждений общественного призрения и др.);
– введение понятий общественной доблести и общественного
позора в контекст общенациональной дискуссии;
– использование художественных кинолент, в том числе
исторических, и в особенности героического жанра, для формирования жизненных
критериев добра и зла, с расчетом на различные возрастные аудитории;
– информационное сопровождение программ
социально-экономического возрождения депрессивных регионов и отраслей хозяйства
в публицистической форме.
Задача журналистики – кропотливая работа по поиску эталонов
для современной России, а не выдача жареных тем, не искусственное окрашивание
материалов в криминально-сексуально-политические тона. Настоящими героями должны
становиться люди, добившиеся успеха, не гоняясь при этом за “американской
звездой” и не надувая вкладчиков. Важно не придумывать таких героев, а искать их
в жизни – они есть, и их много. Нацию в медиапространстве должны представлять
успешные руководители, талантливые творцы, благородные бизнесмены. О жизни
России нужно рассказывать не только “завлекательно”, но и вдумчиво, человечно.
Журналист-исследователь, куда бы он ни приехал, своей целью должен ставить
выявление “духа места”. Пора искать “теплые тона”; без любви, как известно, не
бывает познания. Это вовсе не исключает создания острых материалов – например, о
малом городе, который попал в руки мафии. Но это должно подаваться не как
абстрактная “чернуха”, а как желание помочь. При этом важно не впадать в
официозные ноты, не превращать государственную идею в лозунг и фразу.
Должны быть найдены гибкие и эффективные рычаги по противодействию
журналистской истерии, которая производит мрачные настроения в обществе, сеет
панику в критических ситуациях. Поведение многих СМИ во время трагических
обстоятельств (катастрофа АПЛ “Курск”, “Норд-Ост”, бесланские события) трудно
охарактеризовать иначе, чем неприкрытый медийный террор. Фактически в таких
случаях СМИ консолидируются с реальными террористами, с катастрофой, со стихией,
становясь их рупорами, нагнетателями ужаса. Свобода СМИ во время катастроф и
трагедий должна быть ограничена, их функции должны быть подчинены задаче
своевременного информирования аудитории в целях повышения общественной
безопасности.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ