ЧАСТЬ II. РУССКИЙ ДУХ
Глава 1. ПРАВОСЛАВНЫЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ НА ЗАВТРА
Из опыта традиции мы черпаем решения острейших вопросов
современности
У нас
вера православная,
Церковь, не имеющая
никакого порока. Сих
ради добродетелей Россия
всегда будет славна, и
врагам страшна, и
непреоборима, имеющая
веру и благочестие в
щите и в броне правды.
Преп.
Серафим Саровский
1. Церковь в авангарде национальной консолидации
Возрождение православия явилось едва ли не единственным
однозначно позитивным процессом 90-х годов. Несмотря на новое Смутное время,
вопреки ему, православие собирало силы, строилось. В настоящее время Русская
Православная Церковь (РПЦ) насчитывает более 19 тыс. приходов, около 450
монастырей, являющихся ее духовными и культурными центрами, около 40 высших
духовных школ – академий, семинарий, богословских институтов и университетов.
Более 12 тыс. приходов и 200 монастырей Русской Православной Церкви находятся на
территории стран СНГ и Прибалтики. Являясь единственной нерасчлененной
традиционной структурой практически на всем пространстве исторической России (и
СССР), Церковь предпринимает колоссальные усилия по сохранению и упрочению этого
единства. По оценкам экспертов, с православием отождествляют себя около 120–125
млн жителей России (порядка 85% населения).
Видимое влияние православия в России несопоставимо с той
незаметной на первый взгляд внутренней силой, которую имеет оно в сознании
русских людей: как глубоко верующих и воцерковленных, так и “этнических
православных”, так называемых “пасхальных прихожан” (у последних на уровне, по
крайней мере, генетическом и культурном). Несопоставимы внешние знаки
православности и с внутренним потенциалом, скрытым в самих структурах и тканях
национальной жизни. Эта нижняя часть айсберга огромна и не может быть взвешена и
по-настоящему оценена – она имеет и будет еще долго иметь значение “скрытого
фактора” нашей национальной жизни, “невидимой силы”, действующей в обществе и
побуждающей людей действовать так, а не иначе.
Есть, наконец, и еще более таинственная сторона –
мистическая. Для людей, чутких и восприимчивых к мистической жизни, гораздо
большее значение, чем цифры статистики и даже чем реальные факты мирской жизни,
имеют чудеса, исцеления от мощей, мироточения икон, пророчества святых. В XX
веке и теперь уже в начале нового столетия эти мистические явления не только не
иссякли, но даже умножились, что, несомненно, укрепляет верующих. После крушения
Российской империи возникли устойчивые предания о непрекращающейся особой опеке
высших сил над Русским государством и народом: о Державной иконе Божией Матери,
явление которой свидетельствовало о своего рода “регентстве”, которое Богородица
приняла над Россией после падения монархии, или помощи Божией Матери и святых в
годы Великой Отечественной войны. Что же касается пророчеств о будущности
России, то между ними нет существенных противоречий. Святые, говорившие об этом,
в том числе и самые авторитетные и обладающие огромной силой молитвы и даром
чудотворения (как, например, преп. Серафим Саровский и св. праведный Иоанн
Кронштадтский), сходятся на том, что Россию ожидает подлинное возрождение,
расцвет православия, восстановление силы и влияния в мире, хотя период этого
возрождения пророчествующие обычно видят недолгим.
В Смутное время, как это и должно быть, Церковь пошла в
авангарде национальной консолидации. Ее усилиями был приостановлен поток
деструктивных сект в середине 90-х годов, начата большая социальная работа с
неимущими, обездоленными, в армии, в школе, в местах отбывания наказаний.
Церковь активно налаживала взаимодействие с политиками, местными властями,
чиновниками, интеллигенцией, плоды которого еще не сказались в полной мере, но
уже проявляются в виде совместных церковно-государственных программ и инициатив,
церковно-общественных форумов и мероприятий (Русский народный Собор,
Рождественские чтения и др.).
На ниве воссоздания разрушенных церквей и обителей, а также
возведения новых храмов была развернута беспрецедентная работа. Вряд ли кто
сможет оценить то нравственное влияние, которое оказывает Церковь на вновь
обретенную паству; не поддается внешнему статистическому анализу и регенерация
русской патриархальной семьи, которая, несмотря ни на что, происходит. Рубежным
стал 2000 год, когда были канонизированы более 1000 новомучеников российских. В
том же году была создана Социальная концепция Церкви, ставшая одним из первых
документов в истории православия, трактующих вопросы общественного служения,
взаимоотношения с политической властью, социальными институтами и т.д. Последняя
значимая веха – преодоление разделения с Зарубежной Церковью. Из всего этого
видно, что Русская Православная Церковь сегодня сильна. И это тем более
примечательно, что Церковь достигла нынешнего положения практически без помощи
извне.
Русская доктрина провозглашает несомненным условием будущего
возрождения и усиления России – союз государства с Церковью и, с другой стороны,
теснейший союз Церкви с обществом. Последнее даже еще важнее, поскольку в
современных условиях православие сможет решать социальные, политические и
культурные задачи, опираясь на корпус активных во внешней жизни верующих,
политически сплоченных и хорошо вооруженных идеологически и технологически,
корпус, который можно условно назвать мирским фронтом.
Русская доктрина провозглашает несомненным условием будущего
возрождения и усиления России – союз государства с Церковью и, с другой стороны,
теснейший союз Церкви с обществом. Последнее даже еще важнее, поскольку
православие может решать стратегические задачи, опираясь на силы “мирского
фронта”.
Государство должно подхватить инициативу Церкви, поддержать
курс на духовную, моральную и политическую консолидацию народа. Нужно
рассматривать православие не как сегмент общественной жизни, но как силу,
тождественную самой национально-государственной традиции России. Иными
словами, требуется сделать Традицию тем, чем ей быть естественно, – полем
общенационального политического консенсуса. Защита православия от тех
или иных нападок и снятие с него ограничений должно осуществляться не во имя
“прав православного человека”, а в общенациональных интересах. Всякое
публичное глумление над православием должно расцениваться государством не только
как оскорбление религиозных чувств, но и как политическое преступление –
посягательство на устои государства, на его традиции. Всякое содействие
на государственном уровне отпадению граждан России от православия в иные
конфессии, хотя бы и традиционные для России, а тем более в безбожие или
деструктивные культы, должно рассматриваться как акт подрывной в отношении
устоев России, антигосударственный и антинациональный.
Русская Православная Церковь сегодня остается единственным
историческим общенациональным институтом, имеющим непрерывное преемство более
чем за тысячу лет. Православие даже старше самой русской нации, старше
великорусского этноса и является для него духовно опекающим началом.
Мать-Церковь – в этих словах для нас нечто большее, нежели патетическая
метафора.
Церковь в своей традиционной основе, в своем каноническом строе, в своем
вероучении не давала и не дает никому права себя “реформировать” и
“революционизировать”, несмотря на многочисленные и отчаянные попытки это
сделать. Православие – это метафизическое место России в мире. Через русские
святыни и русских святых сама Россия стала религиозной ценностью внутри
православия. Православие – это та основа, тот становой хребет России, утратив
который мы, русские, погрузимся в пучину “слишком человеческого”. И эта пучина
нас поглотит.
ОГЛАВЛЕНИЕ ДАЛЬШЕ