Русская доктрина
Явление на Корфу
“Русскую неделю” на греческом острове Корфу, освобожденном
некогда русским адмиралом и “отцом греческой независимости” Федором Ушаковым,
наши озабоченные сплетнями и политической возней СМИ, в большинстве своем,
проигнорировали. В крайнем случае, поминали парой строк визит десантного корабля
“Азов”, возложение венков к монументам, потрясающий концерт и
мини-кинофестиваль. И, правда - что им возвращение русского флага в
Средиземноморье, восторг греков при виде марша русской морской пехоты,
совместный крестный ход с привезенной на Корфу и одинаково почитаемой русскими и
греками знаменитой иконой Серафима Саровского?
Впрочем, Бог с ними: как говорится, “не стреляйте в тапёра,
он играет, как умеет”. Главное, что за всем этим, безусловно важным, “не
заметили” САМОЕ ВАЖНОЕ событие “Русской недели”: на Корфу состоялось
представление не больше не меньше как “РУССКОЙ ДОКТРИНЫ” - мировоззренческой
концепции для России XXI века. Не “одной из”, а на сегодняшний день -
единственной в своём роде. Ибо это – действительно Русский Проект созданный на
действительно русской основе. В отличие от глобально-космополитической
идеологической мешанины, которую раз за разом подсовывают России либералы вот
уже 15 лет, и которая при всем обилии проставляемых под нею “раскрученных” имен
на статус “Доктрины” никак не тянет. Не говоря уж о праве именоваться “русской”.
Востребовано ли само появление подобной Доктрины? Несомненно!
Ибо брести “туда – не знаю куда”, строя “то – не знаю что” народу порядком
поднадоело. Тем более что и результаты – соответствующие. Выступивший на
обсуждении Василий Лихачёв (зам.пред. комитета по международным делам Совета
Федерации.) откровенно и совершенно справедливо констатировал, что и российская
Власть сегодня испытывает колоссальный дефицит идей. Попросту говоря, не знает,
куда вести, чтобы вывести.
Впрочем, в последнем нет ничего удивительного: ведь
“производство идей” монополизировано в сегодняшней России либеральной “тусовкой”
едва ли не в большей степени, чем в своё время их предшественниками из КПСС.
Сложилась замкнутая группа либеральных идеологов, выдающих идеи исключительно в
контексте участия России в “Западном проекте”. Группа “экспертов” (как правило,
имеющих отношение к финансируемым из-за кордона фондам и исследовательским
центрам), подводящая под эти изыски “научную базу”. И, наконец, группа
“известных политологов”, в абсолютном большинстве – опять-таки
“либералов-западников”, доносящих с незначительными вариациями через практически
монопольно используемые ими СМИ очередную теорию до нас, грешных, - но уже в
качестве чего-то само собой разумеющегося... Именно поэтому все появляющиеся в
последние годы с этой стороны “серьезные” проекты представляют собой не что
иное, как более или менее удачные копии с предложенной некогда А.Чубайсом
“либеральной империи” (продолжение прежнего либерального курса в модной
“патриотической” упаковке).
И вот дефицит идей преодолен: впервые за последние полтора
десятилетия создан полноценный мировоззренческий проект ВНЕ “либеральной
тусовки”, и создан прежде, чем она сумела предложить нечто более или менее
равноценное! Как тут не понять возмущение “тусовщиков”, прямо-таки сквозившее в
выступлении присутствовавшего на обсуждении В.Третьякова, походя обвинившего
Доктрину в “маргинальности” и “отсутствии академического обоснования” (видимо,
на том основании, что, хотя среди авторов имеются кандидаты и даже доктора
разнообразных наук, она не прошла согласования у “старших товарищей”), а также в
избытке “религиозно-мистического” и “православного” в ущерб “рациональному”.
Справедливости ради отметим, что присутствовавший здесь же другой известный
политолог А.Ципко, напротив, отнесся к Доктрине куда более лояльно, поставив ей
в вину (кстати, вполне обоснованно!) только недостаточную проработанность
“советского” периода нашей истории и его влияния на менталитет Нации.
Что ж, слабые места в Доктрине, разумеется, есть. И это
немудрено, принимая во внимание тот факт, что в её создании принимали участие
десятки авторов и экспертов, чьи работы были объединены редакторами воедино
только на заключительном этапе. Но слабость проработки отдельных вопросов не
умаляет общей ценности сделанного. Ибо главным, ключевым и поистине
революционным является сам подход к созданию Русского Проекта, давно
высказывавшийся в патриотических кругах, но впервые примененный при создании
такого масштабного проекта как “Русская Доктрина”.
Как говаривал профессор Преображенский из “Собачьего сердца”,
“разруха начинается не в туалетах, а в головах”. Мы же, с подачи “либералов”,
все последние годы безуспешно пытаемся починить именно “туалеты” (т.е.
экономику, политическую систему, законодательство и т.п.), воображая, что при
этом “разруха в голове” (духовно-мировоззренческий, нравственный, культурный и
этический кризисы) исчезнет сама собой. И это – в России, стране изначально
идеократической, т.е. ведомой всегда высокими идеями, а не выгодой и “желудком”!
Впрочем, весь либерализм стоит исключительно на “желудочных” мотивациях…
Авторы же “Русской Доктрины” строят её принципиально иначе: и
политика, и экономика, и всё прочее выстраивается ими исходя из ментальности
Нации, её системы ценностей (в корне отличающейся от Западной), её традиции,
этических и культурных норм. Да, в первооснове своей – православных, ибо именно
на православных подходах базировался изначально наш первый полноценный
цивилизационный проект – “Третий Рим”. Но при этом – не вызывающих отторжения и
неприятия ни у мусульман, ни у буддистов, ни у неверующих, но порядочных (с
точки зрения наших норм) людей. Именно этот, единственно верный в наших условиях
подход позволяет считать Доктрину действительно прорывной и заслуживающей
внимания всех истинных патриотов, осознающих необходимость обретения Россией
собственного обоснованного и всестороннего Проекта. Проекта, КОНСЕРВАТИВНОГО по
своей сути.
Здесь необходимо маленькое уточнение. Авторы Проекта именуют
себя “динамическими консерваторами”. Термин, может быть, несколько спорный
(особенно учитывая так долго насаждавшееся “либералами” негативное отношение к
самому слову “консерватизм”), но суть отражает точно. Современный Консерватизм –
это отнюдь не призыв вернуться к “исконным” деревянной сохе и керосиновой лампе.
Это передовой, более того – играющий на опережение нынешней загибающейся
постиндустриальной цивилизации, Русский по сути и духу Проект, базирующийся на
традиционных для нашей Русской цивилизации (консервативных) духовных и нынешней
загибающейся постиндустриальной цивилизации, Русский, по сути и духу Проект,
базирующийся на традиционных для нашей Русской цивилизации (консервативных)
духовных и мировоззренческих основах. Так что ЯВЛЕНИЕ “Русской доктрины”
состоялось. Пока – на Корфу, в ходе “Русской недели”. Но завтра Доктрина шагнет
в Россию, станет основой для объединения действительно лучших умов вокруг общего
дела. Проявится через конкретные политические проекты, впервые – созидательные в
самой своей основе. Это произойдет, как бы ни старались ангажированные СМИ
сделать вид, что ничего важного не случилось. И что бы ни думало на сей счёт
порядком всем поднадоевшее и уже, к счастью, начавшее потихоньку вымирать в
России страшноватенькое племя “либералообразных”.
Владимир Хомяков
Сайт “Национальная идея”
17.10.2005