На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

Михаил Тюренков

"Русская доктрина" non stop

Хотелось бы надеяться, что уже в самом ближайшем будущем “Русская доктрина” станет не только интеллектуальным продуктом, но и руководством к действию во всех областях жизни нашего общества.

Более полугода прошло со времени сообщения “Правой.Ру” об инициативе Центра динамического консерватизма по созданию концептуально-методологической “Русской доктрины” (“Сергиевского проекта”). Казалось бы, мало ли у нас писали о том, как “обустроить Россию” и вообще о том, что же, собственно, всем нам делать. В течение последних полутора десятилетий можно выделить ряд трудов, по своему значению способных занять своё место в истории русской социально-политической мысли. К подобным работам можно отнести во многом провидческое размышление А.И. Солженицына “Как нам обустроить Россию”, появившееся на своеобразном рубеже эпох в 1990 году, но преступно проигнорированное всеми теми, кто должен был к нему прислушаться. Долгие годы над сценарием обозримого будущего и разработкой методов противостояния антихристианской глобализации трудился недавно почивший выдающийся философ и политолог А.С. Панарин (автор фундаментальных работ “Искушение глобализмом”, “Православная цивилизация в глобальном мире”, “Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке” и др.). В данном контексте нельзя не отметить и одного из авторов “Правой.Ру” М.В. Назарова, в своей последней книге “Вождю Третьего Рима” предпринявшего попытку создания положительной политической программы на фоне крайне пессимистического эсхатологического прогнозирования.

Несомненно, перечисленные авторы оказали некоторое влияние на воззрения ряда молодых исследователей-консерваторов, приступивших в начале 2005 года к разработке “Сергиевского проекта”. Тем не менее, задача перед ними стояла несколько иная: создание базового документа, способного в самом ближайшем будущем стать единой идейной, методологической и стратегической платформой для широкой коалиции общественных патриотических сил. И уже сам факт, что за подготовку подобного документа взялись несколько десятков авторов, экспертов и консультантов, объединённых едиными исходными установками, базирующимися на идеалах православного патриотизма и динамического консерватизма, серьёзно обнадёживал…

В течение трех месяцев предварительной разработки “Сергиевского проекта” под руководством известного экономиста, главного редактора журнала “Русский предприниматель” Андрея Кобякова, а также консервативного философа Виталия Аверьянова был организован цикл семинаров, в ходе которых создана концепция “Русской доктрины”, а также сложился круг соавторов и экспертов, участвующих в ее создании. Среди многих известных в православно-консервативной среде авторов, в редколлегию и экспертный пул доктрины вошли и постоянные авторы “Правой.Ру” — Ярослав Бутаков, Егор Холмогоров, Владимир Карпец, Аркадий Малер, Кирилл Фролов. Одним из основных авторов и членов редколлегии “Русской Доктрины” стал главный редактор “Правой.Ру” Илья Бражников.

И вот, по прошествии нескольких месяцев, “Сергиевский проект” был готов. Предстояла длинная череда первичных презентаций и общественных обсуждений, хронологию которых мы уже можем проследить.

Итак:

7-8 октября 2005 года. Греческий остров Корфу, по праву называемый островом русской славы (в феврале 1799 года после блестящего штурма ныне причисленный к лику святых адмирал Феодор Ушаков освободил остров от наполеоновских войск). Общественный форум “Русская неделя”. Центральное событие — презентация “Русской доктрины”, которая прошла в конференц-зале пятизвездочного отеля Corfu Imperial. Именно здесь, на земле Византии, создателями “Доктрины” был впервые представлен текст данного интеллектуального продукта. Тогда же состоялось первое обсуждение этого документа в рамках круглого стола, в котором приняли участие главный редактор журнала “Политический класс” Виталий Третьяков, политический обозреватель “Литературной газеты” Александр Ципко, глава ВЦИОМа Валерий Федоров, писатель-экономист Андрей Паршев. Выступавшие высказали ряд конструктивных замечаний, но все без исключения высоко оценили текст “Русской доктрины”, который, как считают авторы, в дальнейшем будет совершенствоваться и дорабатываться, в том числе и с учётом высказанной критики…

7-8 ноября. Екатеринбург. Фонд “Русский предприниматель” на научно-практической конференции “Школа и будущее России” и на круглом столе в Уральском государственном горно-геологическом университете впервые в России презентовал проект “Русская доктрина”. Президент фонда и один из разработчиков проекта уральский предприниматель Сергей Писарев выразил уверенность в том, что органы власти различных уровней будут использовать доктрину в разработке и реализации программ различной направленности. “На сегодняшний день необходимо, чтобы общество привыкло к позитивным смыслам, которые несут в себе термины “мононациональность” и “моноконфессиональность” в России”, — отметил Писарев. “После подготовки общественного мнения будет возможна применение доктрины в пределах всей страны”, — предположил президент фонда. Московская группа авторского коллектива “Русской доктрины” на данной презентации была представлена Ильёй Бражниковым и Егором Холмогоровым. В своих выступлениях главный редактор “Правой.Ру” представил основы образовательной составляющей “Доктрины”:

“Когда нам говорят о том, что у нас – светская школа, школа, отделенная от Церкви и от государства, то мы не должны принимать это за чистую монету. Мы должны понимать, что в этом есть очень сильная доля лукавства. В этом есть пафос секуляризирующегося западного мира, от которого, собственно, и идут эти процессы. Школа всегда в духовном плане либо вводит в традицию, либо выталкивает из нее. Например, русская дореволюционная гимназия в лучших ее образцах – это была школа, вводящая в национальную традицию. Советская школа в общественном плане выступала фактором сплочения и интеграции, была двигателем единства общества. Современная же школа – это сложное и многомерное понятие, но, если ее, усредняя, назвать либеральной школой, то она выталкивает из традици, она не дает возможности ученику как личности "включиться" в традиции собственного народа.

Если мы хотим социально и духовно продолжаться, то есть – продолжать наш русский национальный общественный космос, мы должны создать школу, которая должна воспитывать те личности, те социальные роли, которые воспитывались на протяжении веков. А ведь огромный пласт нашей истории – это святые подвижники, священники, святители, ученые, писатели.

Поэтому, для понимания всего этого, России просто необходим консервативный поворот в педагогике.

Еще Дмитрий Иванович Менделеев, изучая опыт английской школы, писал, что она воспитывает прежде всего англичан и англикан, и лишь во вторую очередь – специалистов в какой-то области. И потому национальный приоритет в образовании является для авторов "Русской доктрины" первичным. Как было заявлено, его целью является воспитание идентичности – то есть воспитание в ребенке носителя своеобразного национального и культурного типа, то есть – представителя русской нации — с ее историей, с ее верой, культурой, святостью и даже с ее предрассудками.

Возникает вопрос – а каким же образом может возникнуть эта русская православная национальная идентичность? Конечно, в школьных предметах большая нагрузка в этом смысле должна ложиться прежде всего на гуманитарный цикл предметов – историю, географию, литературу.

Сегодня образованный русский человек (даже тот, кто искренне считает себя православным) часто полагает, что Россия – западная страна, только очень сильно от запада отставшая. В противовес этому совершенно неправильному представлению возникло представление, что Россия – это совершенно особая цивилизация, что тоже есть искажение истины. Мы до сих пор не понимаем, что Россия является частью восточно-христианской цивилизации, наследующей Византии и Риму. Православная культура — это высшее достижение человечества, а Россия — наследница этой высшей культуры".

30 ноября 2005 года. Москва. “Третья Генеральная ассамблея консервативных проектов”. Третья презентация “Русской доктрины”, состоявшаяся, что называется, “в узком кругу единомышленников”. К этому времени практически все авторы, готовившие отдельные части и главы проекта, ознакомились с полным текстом документа и обсуждали его, поражаясь, как органично дополняют в нём друг друга мысли различных авторов. Один из основных создателей “Доктрины” Егор Холмогоров даже отметил, что, читая “Русскую доктрину”, невольно ловишь себя на мысли, что начинаешь читать собственные тезисы, плавно перетекающие в тезисы другого, а заканчивается данная часть мыслями некого третьего автора, замечательно дополняющими исходные посылки…

Егор Холмогоров выделил главные положения “Русской доктрины”, которые и стали основой создания столь органичного документа:

1. Реставрация Будущего. Сегодня Россия страна без будущего и без проекта будущего. Необходимо восстановить, реставрировать будущее России. Это тем более важно, что даже сегодня, посреди чудовищной русской катастрофы большинство из тех, кто думает о России уверены — "Завтра принадлежит нам", России принадлежит будущее. Это принадлежащее нам будущее должно установить, восстановить и защитить от прерывания и утраты. Для этого и нужна "Русская Доктрина".

2. Русские — народ священной истории. Русская нация представляет собой уникальное этническое, культурное и историческое единство, значительно отличающееся от других современных и исторических наций. Основа нашей уникальной идентичности — сплав Православной веры и великой истории. Наша история из столетия в столетие создавалась подлинными исполинами действия и духа, а главное — святыми. Святые создавали наше государство, основывали города, осваивали новые земли, выигрывали битвы, а за ними шел и весь народ, одушевленный их духом. Русские — священная нация, не “избранная сверху”, как некогда Израиль, но сама стяжавшая благодать Святого Духа, создавшая себя с Божией помощью, по образцу, заданному Верой. В этом наше призвание, наш выбор и наш крест.

3. Смыслократия — путь пересоздания культуры. Для того, чтобы восстановить и выстроить своё завтра русским не достаточно одушевиться какой-то идеей. Даже самые хорошие и светлые идеи могут быть обращены и обращаются против нас и нашего существования. Необходимо приобрести власть над идеями, необходимо видеть данные в Октровении идеи, уметь создавать идеи и их уничтожать. Эта власть над идеями, которая должна быть положена в основу созидания нашей культуры на новом этапе и именуется смыслократией. Смыслократия должна быть властью высших Богооткровенных смыслов над нами и нашей русской властью над всеми иными смыслами и идеями.

4. Самодержавие — необходимая концентрация русской власти. Принципом государственного строения России должно быть Самодержавие. Это означает не только и не столько монархию. Это означает концентрацию всей власти в пространстве и времени в русских руках, независимость от каких либо сил вовне и самообладание, само-владение русских в самой России. Власть в России должна принадлежать Русской Нации, причем не только в количественном "поголовном" составе, но и в её качественном измерении, в единстве народа, компетентных профессиональных и духовных корпораций и единоличной нравственно ответственной власти. Россия сможет существовать только если добьется сочетания внешнего суверенитета и внутреннего самовладения в едином принципе самодержавия.

5. Народное хозяйство вместо глобальной экономики. Стремясь на любых условиях вписаться в "мировое разделение труда" Россия попросту погубит свой уникальный технический, ресурсный и экономический потенциал. Нам нужен не российский сегмент глобальной экономики, а полноценное народное хозяйство, ориентированное на реализацию долгосрочных материальных интересов русской нации. В этом хозяйстве вопрос о формах собственности, укладах, тех или иных рациональных экономических моделях должен решаться не исходя из соображений глобальной рыночной эффективности, а из потребности нации. Россия должна сберегать и приумножать свое богатство, но для этого оно должно быть богатством для себя, а не для других.

6. Демографический национализм. Важнейшая задача — это сохранение состава русской нации в ее количественном и качественном отношении. Необходимо остановить депопуляцию русских и добиться того, чтобы стало и достойно, и почетно, и выгодно не только самому быть русским, но и производить на свет в большом количестве новые поколения русских людей. Депопуляция цивилизованных наций связана с тем, что деторождение превратилось в частное дело и даже "развлечение" человека — необходимо вернуть ему социальное значение. Миграция не должна ни поощряться, ни пресекаться, она должна культурно перерабатываться, а те потоки, которые не хотят и не могут перерабатываться, должны быть остановлены. России нужны новые русские, новые нерусские (тем более — убежденные нерусские) России не нужны, они нужны своим странам.

7. Новая цивилизация. Любое культурное строительство достигает вершины тогда, когда народ создает новую цивилизацию, как совокупность этосов поведения и материальных форм, объединенных общим смыслом и ценностями. Россия уже представляет собой цивилизацию для себя, но она должна стать и цивилизацией для других, основанной на новом этосе и новой культуре. Эта цивилизация, цивилизация Севера, должна сменить Запад в глобальном доминировании и призвана вести наш мир вплоть до его эсхатологического предела, до порога последних событий.

1 декабря 2005 года. Москва. Союз писателей России. Четвёртое представление и первое публичное обсуждение “Русской доктрины” (“Сергиевского проекта”). В обсуждении приняли участие председатель ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, зам. главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Правления Союза писателей России, член Общественной палаты РФ В.Н. Ганичев, вице-спикер Госдумы России С.Н. Бабурин, известный политолог А.С. Ципко, авторы документа, писатели, публицисты, ученые. Круглый стол состоялся при поддержке и активном участии Фонда “Русский предприниматель” и Всемирного Русского Народного Собора. О самом проекте замечательно сказал ведущий данной встречи В.Н. Ганичев:

“Причиной появления этого знакового документа явился глубочайший геополитический кризис, поразивший мир после распада СССР. Против нашей страны было применено “консциентальное оружие” (разрушающее менталитет противника) – с провозглашением нашей страны “империей зла” с середины 80-х гг. Мы извне и изнутри услышали такое количество брани, похабщины, увидели такую непристойность в наш адрес, что любой другой народ бросился бы в самоубийственный бой против обидчика. Но у патриотических здоровых сил не оказалось адекватного орудия противодействия. Постепенно такие духовные силы собрались. Они ковали “оружие ответа” этой агрессии. Это оружие может выковаться только на духовно традиционалистской основе… Если для других наций крах государства – это еще не полная катастрофа… то мы, потеряв государство, потеряем все. Но даже если исходить из худших сценариев, у нас есть поучительные и вдохновляющие примеры. Это св. Александр Невский и прп. Сергий Радонежский, именем которого назван данный проект”.

В своём выступлении на этом же обсуждении А.С. Ципко отметил:

“К “Русской доктрине” следует относиться как к духовному, социально-философскому продукту и рассматривать его в 2 контекстах: с точки зрения русской общественной мысли, и с точки зрения патриотического движения за последние 15—20 лет. Доктрина – свидетельство важного перелома в истории патриотического движения. Она являет собой переход от патриотизма чувства и сердца к патриотизму ума и высокой квалификации”.

Важные замечания по сути документа высказал Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский:

“”Русская доктрина” — заявка на некий целостный документ, который может лечь в основу важного общественного процесса. Интересно, что не обозначены авторы отдельных разделов: отказ от личного авторства свидетельствует о целостности коллектива и его идеи. Важно и то, что в доктрине прописано, что нам конкретно нужно сделать, чтобы лучше жить.

Однако даже при первом, поверхностном знакомстве с документом возникает вопрос: для чего этот текст? И по содержанию, и по форме он претендует на то, чтобы быть доктриной, собирательным началом. Если предполагается, что доктрина должна быть положена в основу некоего плана действий, то для кого? Кто должен на ее основе создать практическую программу по выходу из кризиса? Здесь напрашивается несколько ответов: это может быть одна из существующих партий, несколько партий, действующих единым фронтом, или новая партия. Тогда на основании доктрины нужно будет писать партийную программу и создавать конкретный план вывода страны из кризиса. Если так, то “Русская доктрина” — вполне понятный политический документ, который в том числе стремится к стимулированию политического процесса… Таким образом, доктрина может иметь смысл, если на ее основе будет создан политический программный документ.

Но поскольку Церковь критически относится к самому понятию политических партий, по той простой причине, что партия – частное, а Церковь – общее, открытое для всех, что Церковь призывает к общему делу, а партия – к тому, чтобы это общее дело осуществлялось в ее рамках, очевидно противоречие между системой политического плюрализма и христианским универсализмом. Поэтому для Церкви “Русская доктрина” интересна не как основа политических действий, а как основа широкого диалога о ценностях… “Русская доктрина” могла бы стать органической частью общенационального дебата по этому вопросу, инициировать который могла бы Госдума…”

7 декабря 2005 года. Санкт-Петербургский Патриотический Форум. Пятая презентация и обсуждение “Русской доктрины”. Со специальными докладами на форуме выступили представители авторского коллектива доктрины Виталий Аверьянов, Андрей Кобяков и главный редактор сайта Правая.Ру Илья Бражников. Вел заседание форума главный редактор ИА "Русская линия" Анатолий Степанов. В работе форума приняли участие представители православных академических Санкт-Петербурга, видные патриотические деятели и публицисты, ряд представителей духовенства.

Докладчики рассказали собравшимся о том, как создавалась "Русская доктрина", раскрыли основные положения этого программного документа. Как сообщил Илья Бражников:

“"Русская доктрина" — это первый соборный труд, первая попытка создать непротиворечивую систему, охватывающий все направления русской жизни, на базе которой могли бы объединиться все те, кому сегодня не безразлична судьба Отечества”.

Виталий Аверьянов в своем выступлении отметил:

“Этот документ можно охарактеризовать как программу "духовной суверенности и социальной справедливости", поскольку Россия исконно являлась "воинствующей цивилизацией справедливости и милосердия" в отличие от живущей "моральным мародерством" транснациональной корпорации, извлекающей прибыль из создаваемого и регулируемого ей же хаоса. При этом, как отметил докладчик, одним из ключевых вопросов является сегодня вопрос о "смыслократии" — социальном слое, который станет носителем изложенных в документе идей”.

Выступления докладчиков вызвали общий интерес аудитории и активную дискуссию среди участников Санкт-Петербургского Патриотического Форума, которые высказали “Русской доктрине” общее одобрение, но также озвучили ряд замечаний и дополнений по существу изложенного документа.

11 декабря 2005 года. Телеканал “Культура”. В передаче Виталия Третьякова “Что делать?” состоялась беседа экспертов, построенная вокруг идей “Русской доктрины”. В обсуждении приняли участие как соавторы “Доктрины”, так и их оппоненты: Виталий Аверьянов, Андрей Кобяков, Егор Холмогоров, президент компании “Неокон” известный экономист Михаил Хазин, а также генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Дискуссия, предполагавшаяся стать жарким обсуждением слабых сторон документа, по сути, превратилась в очередную его презентацию. Либеральным оппонентам не осталось ничего иного, как развести руками и согласиться с тем, что ни на консервативном, ни на либеральном идеологических пространствах текстов столь высокого уровня до сих пор не было…

И вот наступила краткая передышка перед Генеральной Презентацией. Сегодня уже можно сделать целый ряд выводов, касающихся достоинств и недостатков проекта. Главным же, пожалуй, всё же должно стать осознание факта необходимости дальнейшей работы над этим уникальным документом. Как признал Александр Солженицын, с воодушевлением прочитавший этот масштабный текст за четыре дня, это очень серьёзный и нужный документ. Александр Исаевич пообещал в ближайшее время подготовить положительную рецензию на текст “Доктрины”.

Хотелось бы надеяться, что уже в самом ближайшем будущем “Русская доктрина” станет не только интеллектуальным продуктом, но и неким руководством к действию во всех областях жизни нашего общества.

вверх