ИЗ ЖЖ-ДНЕВНИКА ЕГОРА ХОЛМОГОРОВА
Получил, наконец, авторский экземпляр первого варианта
"Русской Доктрины".
Полистал, начал читать, и впал в шоковое оцепенение от
масштаба сделанного. Собирали по строчке, по абзацу, целое увидели фактически
лишь на верстке, когда были состыкованы идеологическо-политическая и
экономическая часть. То, что получено в итоге, это полноценная смысловая карта
будущей России, - направления развития, пучки смыслов, темы для обсуждения и
направления движения. Выяснилось, что наше консервативное сообщество, уже очень
обширное, своим соборным разумом способно охватить все - от общих принципов до
конкретных деталей типа Анти-диснейленда, и в этом многообразии тем и принципов
не утонуть. Оказалось и то, что мы мыслим согласно, - даже когда один абзац
состоит из фраз трех разных авторов, переходов не чувствуется совершенно.
Стилистические переходы вообще видны лишь при смене обсуждаемого предмета.
В Доктрине установлены прочные основания государственности и
национальной жизни и начертана целостная программа национально-консервативных
преобразований. Причем настолько смелых и последовательных, что никто ничего
подобного не предлагал уже неизвестно сколько времени.
При этом, РД - не партийная программа. Она не написана ни под
какого заказчика. Это именно интеллектуальный, смыслократический континуум,
"программная оболочка" для ответственной политической работы в национальном
духе. Поэтому Доктрина будет живым документом. Вслед за изданием "для публики"
начнется работа над новым вариантом, со значительно расширенным кругом
экспертов. Думаю, что если мы сделаем этот документ ежегодно дополняемым и
ревизуемым, то мы создадим уникальный интеллектуально-идеологический инструмент
русского возрождения.
* * *
Я, Вера и Илья Бражников в богоспасаемом граде Екатеринбурге.
Для меня это еще и историческая родина по отцу, но времени так мало, что
разбираться с корнями сейчас не могу, как, увы, не получается и назначить
встречу со френдами, чего безумно жаль.
Мы тут на конференции "Школа и будущее России", проводимой в
рамках кампании за введение в школе "Основ православной культуры". Впечатления
очень сильные. Множество учительниц, которые не стесняются жестко припирать к
стенке чиновников из Минобраза. Последние заявляют, что "требовать преподавания
православия - это гордыня, а преподавать без разрешения - это грех лжи". Матушки
задают вопрос в лоб, чиновники прячутся от разговора.
Поразительные гости из Белгорода и Курска, где Основы
вводятся давно и успешно. Говорят о двух очень интересных фактах. 1). В школах,
где вводятся Основы, до нуля падает детская преступность. 2). Первыми изучать
Основы вызываются мусульмане, которые в принципе очень одобрительно относятся к
религиозному образованию.
Технологию в обоих регионах отработали очень подробно, так
что возникало желание -взять бы и уехать в Белгород. Вообще конференция
постепенно переросла в митинг сторонников Основ. Мне дали слово ближе к концу,
моя задача была представить "Русскую Доктрину", что я и сделал, параллельно
малость наэлектризовав зал объяснением феномена отталкивания от Православия,
намеком что у Православия есть и прямые враги. И призывом бороться с
самоненавистью и самоуничижением русских. Народ даже проснулся и перестал
расходиться.
Затем Илья Бражников представил образовательный раздел
Доктрины и рассказал историю о том, как его дочь говорила с голубем. И призвал,
чтобы Россия стала страной, в которой звери разговаривают...
Проходило все дело в Горном Университете, основанном по
распоряжению Царя-Мученика Николая II. Безумно понравился тот факт, что у них
форма со знаками различия и очень красивый герб - скрещенные молотки на фоне
горы и надпись из Евангелия "О горнем помышляйте". Вообще в треугольнике
Курск-Белгород-Екатеринбург есть большая мистика. Курск город рождения преп.
Серафима, прославленного при царе мученике. Белгород - свт. Иоасаф Белгродский -
тоже прославление при Царе-Мученике. Наконец, Екатеринбург - место русской
Голгофы. Голгофу эту я видел сегодня своими глазами, в Храме на Крови. На ее
месте - большой крест. И 7 белых досок в память о семи царственных мучениках.
Храм вообще поражает своими размерами и сложностью. Это подлинный мистический
центр и города и, думаю, всей России сегодня. Только по милости Божией и в
укрепление дано было преклонить в нем колена. Шурке везу иконку со святой землей
с места погребения мучеников. Пусть мученица царица Александра хранит её. А вот
памятник не понравился. Не церетелевщина, конечно, но отдает китчем. Храма с
куполом, теряющимся в небе, вполне было бы достаточно.
Из богоспасаемого града Екатеринбурга я приехал. На Ганиной
яме так и не побывал, - по своим грехам. Утром вчера опять начался приступ
какой-то инфекции… Илья [Бражников] ездил, приехал совершенно потрясенный и,
думаю, об этом расскажет. В середине дня оклемался и повезся сниматься в местной
телепередаче. Екатеринбуржцы наверное знают - называется "Дело в шляпе", выходит
кажется на местном Рен-ТВ. Там ты в начале выбираешь себе шляпу, а потом в ней
отвечаешь на все вопросы. Илья Бражников выбрал себе милицейскую фуражку,
которая на нем смотрится как родная, а я - кубанскую папаху. Вот в чем мне надо
по жизни ходить... Вопросы были про Русскую Доктрину и про жизнь, очень
интересные. Так что если у кого из екатеринбуржцев будет возможность посмотреть,
то посмотрите.
Потом поехали к владыке Викентию. Он производит очень сильное
впечатление. Добрый архиерей и очень строгий православный человек, без малейших
уклонений в либеральничанье, "толерантность" и прочие нетерпимые в архиерее
грехи. Говорили очень по делу и критиковал он "Доктрину" тоже по делу, за
некоторые попытки, имевшие место, уклониться от православной жесткости. Я с ним
тут полностью согласен. Я преподнес ему свою книгу. А он благословил нас
греческими иконами Богородицы, - Илья на фотографии держит ее в руках.
Русская доктрина в Союзе писателей
Представляли сегодня в Союзе Писателей России "Русскую
Доктрину" - в присутствии Митрополита Кирилла, В.Н. Ганичева, С.Н. Бабурина,
Валентина Григорьевича Распутина, С.Ю. Куняева, Александра Цыпко и многих
других.
Мероприятие прошло интересно, хотя из-за того, что Доктрину многие не читали или
читали поверхностно, некоторые суждения грешили против истины. Главный
вопрос-претензию сформулировал Митрополит Кирилл, а в конце другими словами
Александр Севастьянов: "Для кого пишете? Интеллигенты и политики не способны
объединиться вокруг идей". Стену непонимания в этом вопросе придется пробивать
еще очень и очень долго, поскольку смыслократические технологии, используемые в
Доктрине, вещь новая. Все привыкли к стандартной схеме
"Идея-программа-практическая реализация в политике в ухудшенной копии". А наша
технология немного другая. "Новые смыслы - Новая матрица порождения идей -
Идеологическое поле, в котором просто не могут появляться некоторые неверные
значения - Многообразие идей и форм их реализации в этом новом поле". В 1986-91
победили не "новые идеи", а сдвинутая, искореженная координатная сетка, в
ловушки которой попали и демократы, и патриоты, и злонамеренные ,и
добронамеренные. И мы работаем с новой сеткой, а не с теми или иными конкретнами
идеологемами и программами.
Это очень хорошо уловил вл. Кирилл, когда начал с разговора о
партийной программе, а затем перешел к необходимости общественной дискуссии
вокруг базисных ценностей нашего общества, поводом и затравкой для которой могла
бы послужить именно Доктрина. Дай Бог, чтобы это сбылось. Я провел некоторый
эксперимент по укладыванию всей Доктрины в 7 тезисов (по числу глав),
использовав при этом и некоторые удачные формулы вчерашнего выступления
Ремизова. Вот что из этого получилось.
7 постулатов Русской доктрины
1. Реставрация Будущего. Сегодня Россия страна без
будущего и без проекта будущего. Необходимо восстановить, реставрировать будущее
России. Это тем более важно, что даже сегодня, посреди чудовищной русской
катастрофы большинство из тех, кто думает о России уверены — "Завтра принадлежит
нам", России принадлежит будущее. Это принадлежащее нам будущее должно
установить, восстановить и защитить от прерывания и утраты. Для этого и нужна
"Русская Доктрина".
2. Русские — народ священной истории. Русская
нация представляет собой уникальное этническое, культурное и историческое
единство, значительно отличающееся от других современных и исторических наций.
Основа нашей уникальной идентичности — сплав Православной веры и великой
истории. Наша история из столетия в столетие создавалась подлинными исполинами
действия и духа, а главное — святыми. Святые создавали наше государство,
основывали города, осваивали новые земли, выигрывали битвы, а за ними шел и весь
народ, одушевленный их духом. Русские — священная нация, не “избранная сверху”,
как некогда Израиль, но сама стяжавшая благодать Святого Духа, создавшая себя с
Божией помощью, по образцу, заданному Верой. В этом наше призвание, наш выбор и
наш крест.
3. Смыслократия — путь пересоздания культуры. Для
того, чтобы восстановить и выстроить своё завтра русским не достаточно
одушевиться какой-то идеей. Даже самые хорошие и светлые идеи могут быть
обращены и обращаются против нас и нашего существования. Необходимо приобрести
власть над идеями, необходимо видеть данные в Октровении идеи, уметь создавать
идеи и их уничтожать. Эта власть над идеями, которая должна быть положена в
основу созидания нашей культуры на новом этапе и именуется смыслократией.
Смыслократия должна быть властью высших Богооткровенных смыслов над нами и нашей
русской властью над всеми иными смыслами и идеями.
4. Самодержавие — необходимая концентрация русской
власти. Принципом государственного строения России должно быть Самодержавие.
Это означает не только и не столько монархию. Это означает концентрацию всей
власти в пространстве и времени в русских руках, независимость от каких либо сил
вовне и самообладание, само-владение русских в самой России. Власть в России
должна принадлежать Русской Нации, причем не только в количественном
"поголовном" составе, но и в её качественном измерении, в единстве народа,
компетентных профессиональных и духовных корпораций и единоличной нравственно
ответственной власти. Россия сможет существовать только если добьется сочетания
внешнего суверенитета и внутреннего самовладения в едином принципе самодержавия.
5. Народное хозяйство вместо глобальной экономики.
Стремясь на любых условиях вписаться в "мировое разделение труда" Россия
попросту погубит свой уникальный технический, ресурсный и экономический
потенциал. Нам нужен не российский сегмент глобальной экономики, а полноценное
народное хозяйство, ориентированное на реализацию долгосрочных материальных
интересов русской нации. В этом хозяйстве вопрос о формах собственности,
укладах, тех или иных рациональных экономических моделях должен решаться не
исходя из соображений глобальной рыночной эффективности, а из потребности нации.
Россия должна сберегать и приумножать свое богатство, но для этого оно должно
быть богатством для себя, а не для других.
6. Демографический национализм. Важнейшая задача —
это сохранение состава русской нации в ее количественном и качественном
отношении. Необходимо остановить депопуляцию русских и добиться того, чтобы
стало и достойно, и почетно, и выгодно не только самому быть русским, но и
производить на свет в большом количестве новые поколения русских людей.
Депопуляция цивилизованных наций связана с тем, что деторождение превратилось в
частное дело и даже "развлечение" человека — необходимо вернуть ему социальное
значение. Миграция не должна ни поощряться, ни пресекаться, она должна культурно
перерабатываться, а те потоки, которые не хотят и не могут перерабатываться,
должны быть остановлены. России нужны новые русские, новые нерусские (тем более
— убежденные нерусские) России не нужны, они нужны своим странам.
7. Новая цивилизация. Любое культурное
строительство достигает вершины тогда, когда народ создает новую цивилизацию,
как совокупность этосов поведения и материальных форм, объединенных общим
смыслом и ценностями. Россия уже представляет собой цивилизацию для себя, но она
должна стать и цивилизацией для других, основанной на новом этосе и новой
культуре. Эта цивилизация, цивилизация Севера, должна сменить Запад в глобальном
доминировании и призвана вести наш мир вплоть до его эсхатологического предела,
до порога последних событий.