На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

ДОКТРИНА КОНСЕРВАТИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

13.12.2006, Сайт Московского английского клуба


Член Совета Попечителей Клуба, главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков пригласил соклубников принять участие в дискуссии на тему «Русская доктрина – стратегия консервативных преобразований»

Обсуждение «за круглым столом» актуальных политических и экономических проблем страны — традиционная задача заседаний лож Английского клуба. Но на этот раз членам Клуба предстояло обсудить не какое-либо событие, а идею — доктрину преобразования России.
— «Русская доктрина» — результат работы большого коллектива философов, историков, экономистов, объединенных идеей преобразования российского общества, — сказал Виталий Третьяков, представляя собравшимся двух основных авторов — Андрея Кобякова и Виталия Аверьянова.
— Наша доктрина содержит в себе масштабную, разветвленную и подробно прописанную программу консервативных преобразований, — рассказывает о своем детище Виталий Аверьянов. — Отличительной особенностью Русской доктрины от других платформ, создававшихся в обозримом прошлом и создаваемых в настоящее время, является следование своеобразной, и, осмелюсь сказать, передовой идейной платформе – динамическому консерватизму. В отличие от классического консерватизма – это стремление к активному формированию самих условий политического и духовного существования нации, общества и человека. От либерального консерватизма ее отличает осознанное овладение новыми историческими технологиями ради защиты и раскрытия Традиции. В отличие же от революционного консерватизма – это отказ от иллюзий о переучреждении государства. Целью становится не снос нынешнего хаосократического государства, а его смыслократическое преобразование.
— На создание труда стратегического характера нас подвигло ощущение переломного времени, — дополнил коллегу Андрей Кобяков, — в основе нашей идеи сочетание трех начал – авторитарного, аристократического и демократического. В этом мы видим своеобразную гармонию. Доктрина выдвигает непременным условием выживания и развития нации – духовную суверенность, не просто “суверенитет” и формальную “независимость”, но самостоятельность духа и воли. Возрождение и новое восхождение Русской цивилизации не начнется без “возвращения к себе”. Необходимо искать свое, органичное. Именно в нашей инаковости, непохожести на других, то есть в нашей цивилизационной самостоятельности – залог наших возможных приобретений и успеха на путях Истории. К тому же, доктрина выходит за рамки доктринальных положений и предлагает готовые рабочие схемы.
— Доктрина аристократична и весьма авторитарна, — продолжил Виталий Аверьянов, — институциональная структура, изложенная в русской доктрине, достаточно смелая, потому что подвергает ревизии устоявшиеся представления о власти и парламентаризме. В основу ее конструкции заложено взаимодействие институтов автократии, которое мы называем институтом верховного правителя России. Демократические институты представлены в доктрине достаточно разнообразно. К примеру, земский собор отличается от Думы тем, что его депутаты лишь утверждает законы, разработанные компетентным аристократическим сословием.
— Я не оспариваю оригинальность замысла доктрины, — подключился к дискуссии Геннадий Гудков, — но вижу в этом некую утопию, невозможную к реализации. Прочитав главы о государственном устройстве России, могу сказать, ваша доктрина это идеальная мечта с элементами монархического застоя. Как сформируются все эти идеальные и непогрешимые люди, которые, по вашему, должны возглавить Россию? В реальности механизма появления идеальных людей не существует. Практической пользы данная модель не представляет и воспринимается как фантастическое произведение.
— Прошлая историческая аристократия не смогла удержать Россию, — поддержал соклубника Алексей Кара-Мурза, — сможет ли это искусственно созданная? И как избранные представители трудовых коллективов заменят аристократию? В России не хватает просвещенного консерватизма. Славянофил Хомяков, на которого вы опираетесь, мечтал сделать Россию такой же великой и свободной, как Англия. И понял, что потенциал для этого необходимо искать в себе. Англия стала великой только потому, что глубоко самобытна и никому не подражает. Кстати, дед Хомякова был одним из основателей Английского клуба.
На фуршете, завершившем дискуссию, члены Клуба задавали авторам русской доктрины множество вопросов, разделяя их озабоченность судьбой России.

Оригинал материала здесь
вверх