На главную страницу
ОТКЛИКИ И ПУБЛИКАЦИИ
Сергиевский проект


Сайт РПМонитор
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Екатиринбургская инициатива

ИЗ ПЕРЕДАЧИ НА РАДИО “РАДОНЕЖ” (03.08.2007)

Передачу ведет председатель православного общества “Радонеж” Евгений Константинович Никифоров.

Никифоров

Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

В последнее время, в последние три-четыре года на книжном рынке появляются книги с очень амбициозными заголовками, такие как “Проект Россия”, “Национальная идеология”. Это книги обычно на 500-600 страниц текста. И вот сейчас у меня в руках примерно того же масштаба труд в 900 страниц, называется он “Русская доктрина”. Эта книга издана под общей редакцией двух людей – Андрея Кобякова и Виталия Аверьянова. Сегодня у нас в гостях два человека, которые представляют этот проект. Это Виталий Владимирович Аверьянов и Александр Борисович Рудаков, один из авторов этого же издания. Мы со своей стороны, то есть радио “Радонеж”, привлечены этой книгой прежде всего потому, что владыка- митрополит Кирилл решил вынести “Русскую доктрину” на обсуждение Всемирного Русского Народного Собора, как одну из основных платформ идеологии Собора. Вот об этом, о “Русской доктрине”, о том, насколько ее претензии обоснованны, что она из себя представляет и, собственно, зачем она была написана, я хотел бы спросить Виталия Аверьянова.

Виталий, итак книга большая, вы сами задаетесь этим вопросом в самом начале, тут так и написано: “Зачем мы создаем Доктрину”. Нашим слушателям, которые возможно прочтут ее, а возможно просто захотят узнать, в чем ее смысл, я хотел бы, чтобы вы еще раз рассказали об этом.

Аверьянов

Как вы прекрасно понимаете, когда книга такого масштаба, почти 900 страниц, коротко исчерпать ее смысл или даже ее задачу, дело если не невозможное, то крайне трудное, тем более в небольшой передаче. Поэтому мы будем с Александром сегодня (а также, может быть, чуть позже присоединится к нам Владимир Леонидович Махнач) будем пробрасывать некие основные смыслы, заложенные в этот документ. А отвечая на ваш вопрос могу сказать, что ситуация меняется очень быстро. И когда мы садились за работу – это было начало 2005 года – у нас была одна обстановка, сейчас она несколько другая. Можно даже сказать отчасти благодаря тому, что такие работы ведутся, она становится иной и меняется общественное сознание, меняется представление власти и политической элиты в стране о том, как должна строиться государственная политика. Для нас задача книги состояла главным образом в том, чтобы уловить переломность исторического момента, в котором мы находились тогда и находимся еще сейчас и чтобы указать, какие возможные выходы есть из этого переломного момента, какой выход является желательным. Мы описали в Доктрине стратегию на 10 – 20 лет, на наш взгляд оптимальную, которая бы позволила России восстановить, как вы правильно сказали, свою идентичность.

Никифоров

То есть книга призвана разобраться в том, что такое Россия, современная Россия, какова идеология, которая может ей помочь в возрождении ее национальной идентичности. Я так понимаю?

Аверьянов

Да

Никифоров

И в таком случае следующий вопрос. Кому она предназначена? Широкому читателю или элите, политической ли, академической?

Аверьянов

Изначально мы поставили такую задачу перед собой, чтобы написать книгу доступную для широкого читателя, имеется в виду, может быть, не все население России, а все образованные люди в России. Люди с высшим образованием, люди, у которых есть интересы в области политологии и общественной мысли. Нам кажется, что это удалось во многом, хотя это задача крайне сложная. Большинство авторов, а у нас порядка семидесяти людей участвовали так или иначе в создании этого проекта, вносили в него какую-то свою содержательную лепту, – это философы, политологи, публицисты, эксперты разных отраслей знания, экономисты… Я не буду перечислять все жанры мировоззренческие, которые существуют. Просто скажу, что действительно это полновесный коллектив, в котором есть специалисты всех основных областей знания и пишущие люди. Понятно, что люди такого склада, как правило, мыслят академически и академически излагают то, что они думают. А здесь перед нами стояла задача (мы сами так ее так сформулировали), сделать не сухой академический, не просто научный, не столько научный труд, сколько труд, который будет и понятен и доступен. И будет заряжен такой энергией, которая позволит читателю по-другому посмотреть на себя, на будущее страны и загореться желанием поучаствовать в создании этого будущего.

Никифоров

Александр Борисович Рудаков, главный редактор сайта “Русский предприниматель – монитор”, я хотел бы, что бы вы мне ответили на такой вопрос. Когда пишется вот такой большой труд, когда семьдесят авторов участвует – ясно, что это не самодеятельность. Ясно, что это оплачиваемый труд, который требует просто большой организации людей, большой редакции, которая этих людей каким-то образом направляет, по крайней мере, предлагает написать те или иные главы или поучаствовать в осмыслении той или иной проблемы. Кто является инициатором этого проекта, кто заказчик такого большого серьезного труда, как долго писался этот проект “Русская доктрина”?

Рудаков

Ну что же, это не секрет. Инициатором проекта является фонд “Русский предприниматель”. Этот фонд объединяет соответственно предпринимателей из разных регионов нашей страны, которые ведомы некой общей заботой, тревогой о будущем России, будущем нации. Это средний, а не крупный бизнес, не олигархи, но тем не менее люди, которые считают себя обязанными и ответственными поучаствовать в таких вот делах.

Журнал “Русский предприниматель” выходит с 2001 года…

Никифоров

Но он не издается?

Рудаков

Он не издается, но развивается его проекция в Интернете, в электронной версии. Понятно, что ресурсы наши не безграничны, естественно делается ставка на те проекты, которые являются прорывными, которые являются наиболее перспективными, с точки зрения влияния на массовое сознание. Но здесь важна последовательность. Если брать те материалы, которые были опубликованы еще в 2001 году, когда началась деятельность фонда и начался выпуск журнала, то мы не увидим каких то больших изменений ни в моментах принципиальных и стратегических, ни даже в оценках конкретных политических фигур. Здесь присутствует стабильность, здесь присутствует некая неизменность. За шесть лет я не вижу каких-то серьезных перемен в наших позициях.

Никифоров

В таком случае перейдем к самой “Русской доктрине”. Ну для того чтобы сформулировать нечто, нужно поставить диагноз тому, что вы хотите излечить. То есть вы предлагаете русскому обществу ее же собственную доктрину – русскую доктрину вернуть русскому человеку. Тем самым предполагается, что у общества нет некой идеологии, она то ли утеряна, то ли не сформулирована как следует и так далее. Вот, начнем с диагноза. Что такое нынешнее русское общество?

Аверьянов

Ну я бы не согласился с тем, что у нас сейчас нет идеологии. Ситуация несколько хуже. Сейчас в России слишком много идеологий, которые не отвечают нашей национальной традиции, которые во многом привнесены или по недоразумению, или по причине каких-то исторических бед и катастроф. Они сложились и имеют большое влияние в нашем обществе. А “Русская доктрина” – это как раз попытка, если хотите, расчистить несколько пространство идеологическое и показать, что оно засорено такими вот отходами других цивилизаций, отравляющими нас, такими шлаками смысловыми…

Никифоров

Ну, например?

Аверьянов

Да все, что угодно… У нас сейчас основные господствующие идеологии в стране, в частности, те, которые представлены в парламенте, широко представлены в средствах массовой информации, – это либерализм радикальный, это социал-демократия, которая наследует старый марксистский стереотип, это радикальный национализм, который тоже не русского происхождения. Вот эти смысловые концепции сейчас, пожалуй, господствуют. Я бы сказал так, они раздирают сознание нации, они растаскивают его, они не дают нам сосредоточиться на своей национально-государственной традиции.

Никифоров

Погодите. Вот вы говорите, что национализм – это не наша русская идея. Мне казалось, что это такое достаточно правильное направление. Другое дело, что национализм трактуется достаточно болезненным образом и превратно совершенно. Как вы считаете?

Рудаков

Я думаю, что Виталий имел в виду так называемый “национализм” европейского типа, когда речь идет об узких интересах одной отдельной нации. Это национализм, не имеющий большой государственной или, выражаясь романтическим языком, имперской перспективы. То есть нужно различать: есть национализм, а есть супранационализм.

Аверьянов

Можно я подхвачу, потому что боюсь быть неверно истолковываемым, дальше по ходу разговора? Я сам не являюсь противником русского национализма. Кстати, у меня очень много публикаций вышло в прошлом году на эту тему. Я просто призываю всегда к тому, чтобы отличать национализм духовный, который идет из источников нашей национальной традиции, государственной традиции, от того национализма, который конструируется искусственно. А это происходит, и последнее время происходит особенно активно в России…

Никифоров

Вы выступаете с книгой, которая называется “Русская доктрина”. Соответственно предполагаете доктрину русского народа, русской нации. Вот что вы подразумеваете под русской нацией в таком случае?

Аверьянов

У нас в доктрине целая часть посвящена этой теме, это, кстати, первая часть в Доктрине, она так и называется “Духовно-политическая нация”. Эта одна из немногих работ, как я считаю, где современные русские мыслители дают развернутую концепцию нации, национализма. Возможно, она не всех устроит, в том числе и тех, кто считает себя националистами сейчас в России. Потому что в этой концепции достаточно жестко отстаивается тот цивилизационный код, который в России уже сложился. Мы не конструируем новую нацию, как нас сейчас многие призывают: “Давайте родим нацию!” Так прямо и говорят. А мы указываем на то, что она сложилась уже давно, ну как минимум лет шестьсот нация существует, начиная с Московской Руси. И вот здесь я бы передал микрофон Владимиру Леонидовичу…

Никифоров

Да, Владимир Леонидович Махнач присоединился к нашей беседе. Я очень рад вас приветствовать, Владимир Леонидович, здравствуйте. Вы, конечно, имели возможность высказываться на “Радонеже” неоднократно, формулировать свое понимание русского национализма. Вот то, что касается этой книги, в которой вы приняли очень существенное участие: как там формулируется русский национализм?

Махнач

“Русская доктрина” предлагает своего рода идею сверхнациональной нации. Необязательно, чтобы все авторы коллектива были с этим согласны, хотя это всем авторам коллектива симпатично. Просто это требует времени, некоторого времени. Идеи – это одно, реальность – немножко другое. И я хочу сказать, что первоначально латинское слово “natio” обозначало то же самое, что русское “народ”, кстати, того же происхождения и греческое “этнос” вне всякого сомнения. Но потом именно в Западной Европе понимание вопроса начало усложняться. Появилось понимание нации как землячества, подданства одному государю и, наконец – “national state” (нация-государство), все граждане данной страны, что совпадает с гражданским обществом. В принципе, надо сказать, что русские к этому шли, и в XVII веке, а я специалист вообще-то по XVII веку, можно видеть, что вот мы стояли на пороге формирования как гражданского общества, так и нации. Но, причем это не противоречит ни в коем случае имперской идее, это я буду отстаивать где угодно, боюсь, что даже перед Господом на Страшном Суде. Потому что в основе империи, ядром каждой империи являлся стержневой народ, это тоже нация, да. Сначала римляне – потом Рим, а не наоборот, ранее византийцы – потом Византийская империя, ну и так далее.

Никифоров

Все же, вот “Русская доктрина” формулирует идею, наверняка, для русского народа идею национализма, я так предполагаю. В данном случае, в отношении этой книги, этого громадного труда семидесяти толковников русского национализма, что собой представляет это предложение?

Махнач

Ну если очень компактно ответить на этот вопрос, это представление о том, что русский национализм – это исполнение православного долга. Так формулировался поздний римский, когда империя стала христианской, потом византийский национализм. Национализм империи не противоречит, потому что стержнем каждой империи является некая имперская нация. Их десяти даже не было на протяжении мировой истории. Но у русских это получилось. По-моему лучше, чем у кого бы то ни было. Хотя у иранцев, римлян и немцев тоже получалось. У русских получилось больше всех, русские терпимы, русские всех, кто служит России, ее задачам, тут же начинают принимать за своих. А религиозные различия при этом, между прочим, остаются. Я хочу сказать, что наблюдал такой интересный материальчик. В смешанных поволжских селах русская молодежь больше дралась между собой, нежели с татарской молодежью. А потому что дрались из-за девок. Татары не претендовали на православных девок, а русские не претендовали на мусульманских девок. Вот и все. Не противоречит. Может быть вот так.

Никифоров

Если эта идеология нового имперского сознания, Александр, то что это? Действительно это книга, которая будет способствовать возрождению русской империи и идеологии политической имперской или это что-то другое?

Рудаков

Вы знаете, я позволю себе небольшое уточнение по поводу толкования русского национализма. Все-таки при том что тема нации является одной из важнейших, можно сказать, стержневых, сама по себе книга не только про это. Она представляет собой интегрирующий проект, в котором говорится обо всем. Разные временные срезы, краткосрочные перспективы, есть среднесрочные, есть долгосрочные. Разные подходы к решению задач, экономических, оборонных, управленческих…

Аверьянов

С нашей точки зрения, России в 2005 году и до сих пор, кстати говоря, требуется системный взгляд на ситуацию, которая у нас сложилась. Правильно сказал Александр, что патриотическому сообществу России не хватало полноценного социально-экономического обоснования, социально-экономического подхода. Вот в Доктрине такой подход дан, поэтому я хотел бы обратить внимание уважаемых радиослушателей, тех, которые не чужды этой теме, что с этой точки зрения книгу, конечно, надо бы было посмотреть. Не только с точки зрения того, что там действительно даны новая гуманитарная идеология, новый подход идеологический, взвешенный подход, связанный с духовной проблематикой, но и потому, что там действительно четко обозначены некие приоритеты в экономической политике, социальной политике, в политике, связанной с обеспечением национальной безопасности, с преобразованием государства.

Никифоров

Вот давайте мы конкретно и обсудим сейчас.

Махнач

Читателю доктрины я посоветовал бы ее перелистать внимательно и в первую очередь поглощать те главы, те разделы, где он не специалист. Я, как, кажется, все наши читатели знают, уже много лет историк, поэтому я начал читать экономический раздел. Потому что мне там учиться надо, я там не понимаю. Поэтому читайте то, что знаете похуже. Это уже здорово.

Аверьянов

Я предлагаю пройти прямо по частям. У нас пять частей. И вот первая из них действительно посвящена теме нации, которую мы уже слегка затронули. Но я хотел бы, чтобы Александр Рудаков, который внес в первую часть очень большой вклад, рассказал несколько слов о том, как он понимает восстановление национально-государственной традиции.

Рудаков

Я постараюсь коротко воспроизвести положение подглав, где мы старались отослать читателя к опыту Российской Империи и напомнить о том, что в это время Россия была неким синтезом православного царства и глобальной интерконфессиональной империи. Было много споров по поводу строительства буддисткой пагоды и большой мечети в Санкт-Петербурге, которые состоялись в последние годы правления Государя Николая II. Тем не менее, он этот вопрос решил в положительную сторону. О чем это говорило? Это говорило о том, что православный идеал мирового служения Российского государства, российской монархии накладывался на фундаментальные этические, нравственные представления тех религий, которые мы сегодня называем в России традиционными. Именно здесь, естественно не в сфере вероучения, а в сфере нравственно-этического учения и в сфере государственно-этической концепции происходил некий диалог, который привел к синтезу. Тем самым масштаб русской государственности, говоря не категориями геополитики, а говоря категориями нравственно-историческими, намного перерос то зерно, из которого она выросла тысячу лет назад и далее 600 лет назад во времена Московского царства. Это то, что очень важно сейчас, потому что нам искусственно навязывают некую дилемму. Одни говорят, что Россия многонациональное государство. Нет, отвечают другие, по стандартам ООН оно мононациональное. Или другое: Россия многоконфессиональное государство или нет? Есть официальная риторика, но есть и статистика. Этот спор будет продолжаться бесконечно, потому что у одной стороны есть властный ресурс, у другой упрямство и некая фактура, которой она оперирует и от которой никуда не деться. Факты упрямая вещь. А речь идет о том, вообще, насколько актуален этот спор? Может быть, просто подойти с другой стороны? Со стороны некой мировой миссии России, измеряемой не только ее вкладом в мировой ВВП, а ее этической ответственностью за происходящее?

Аверьянов

Вторая часть Доктрины у нас посвящена сфере духа. Она так и называется “Русский дух”. Там рассмотрены вопросы образования, средств массовой информации, культуры, искусства, науки. И первой главой там идет роль православия в России. Это не случайно, потому что, хотя как я сказал, документ светский, но мы не уклонились о того, чтобы там манифестировать свои убеждения, свои воззрения. Сделали это так, чтобы и наши сограждане и собратья мусульмане, буддисты тоже воспринимали этот документ как свой. Мы попытались это сделать. На суд читателя отдаем, получилось или нет. По отзывам многих из них, мусульман, буддистов, у нас это получилось. Я могу сказать, что, тем не менее. в Доктрине мы дерзаем говорить о православии, как об определенном факторе развития, определенной традиции, которая дает нам своего рода преимущества конкурентные, как сейчас модно говорить. Конечно, не случайно, что Всемирный Русский Народный Собор сейчас берет Доктрину в качестве одной из основных платформ, как они выразились, в качестве “национального проекта” ее будут рассматривать. 20 августа в ОВЦС Московской Патриархии пройдут Соборные слушания по “Русской доктрине” и, как мы надеемся, по итогам этих Слушаний Доктрина будет вынесена в повестку дня следующего Всемирного Русского Народного Собора, который пройдет в начале 2008 года. Судя по той реакции, которую Доктрина получила от священноначалия, по рецензиям допустим, Московской Духовной академии, по отзывам многих архиереев, священников, просто православных людей-читателей, которые нам письма присылают, она имеет определенные шансы стать такой светской платформой, которая дает православным некое оружие сознания, некое вооружение, с которой православные могут идти в мир и там уверенно действовать как граждане своей страны.

Главный вызов, на который вся Доктрина отвечает, это то, что есть определенный диссонанс, несоответствие между мироощущением нашей политической и экономической элиты и нашей национальной традицией. Хотим мы этого или не хотим, хотят того они или не хотят, но в соответствие эти начала мы будем приводить, и сама история будет приводить два эти начала – нашу национальную элиту, в кавычках или без кавычек, как хотите называйте ее, и нашу национальную традицию, – потому что иначе эта элита здесь просто не выживет. Она не может выжить в стране, если она попирает ее традиции, если она не способствует восстановлению ее идентичности. Вот главный вызов, на который отвечает Доктрина.

Никифоров

Александр Рудаков.

Рудаков

Если брать какие-то прямые ответы и прямые вопросы, то в качестве примера можно привести следующее. Проблема экономического развития страны. Как сделать так, чтобы Россия не стала сырьевой державой, как сделать так, чтобы она была страной с высокотехнологической и современной экономикой? Какие ответы предлагаются? Предлагается обратить особое внимание на инновационное производство, воспользоваться теми ресурсами, теми заделами, которые еще остались от советских инженеров, советских НИИ. Предлагается использовать такую технологию как протекционизм на уровне экономической политики. Речь идет о вопросах обороны. Понятны вызовы: идет гонка вооружений. Она начинается, начинается не нами. Речь идет о том, чтобы принципиально пересмотреть нашу военную доктрину, отказаться от многих инерционных положений советских, которые предполагали, что мы являемся страной исключительной мощи, со сферой интересов в глобальном мировом масштабе и сделать ставку на высокие технологии, с помощью которых можно реально обеспечить оборону страны, на ассиметричные ответы. Есть проблема демографическая. Там предлагается делать ставку на поддержку традиционной семьи. Но как? Путем информационного обеспечения программ демографических, путем экономического стимулирования, самое главное – путем оздоровления нравственного климата в обществе.

Понимаете, все эти ответы, каждый по отдельности, не являются чем-то фантастически оригинальным. Оригинальность заключается в другом. Мы имеем документ, где делается попытка дать эти ответы в рамках одного труда, в рамках одного коллектива и найти между ними некие связующие нити, связующие скрепы. Ну вот, представьте себе, был почивший недавно академик Львов, царствие ему небесное, он говорил, и здраво говорил о необходимости оздоровления экономики, о том, чтобы мы создавали не общество, которое было ориентировано на обогащение сверхбогатых, а на общество грамотного, разумного распределения, на то общество, где доходы граждан имеют прямую связь с производительностью труда. И есть, например, Александр Исаевич Солженицын, который говорит о вопросах нравственного упадка, опасности моральной катастрофы. Но не было до сих пор той площадки, где эти темы поднимались в некой точке синтеза.

Или возьмем кризис управленческий. Об этом в “Русской доктрине” тоже очень много говорится. Не секрет, что многие указы президента, совершенно разумные и здравые, не выполняются и более того саботируются чиновничьим корпусом. По разным причинам. Как по причинам неспособности эти решения выполнить и провести в жизнь, так и по причинам корыстной незаинтересованности и коррумпированности. Об этом тоже говорится в “Русской доктрине”.

Это книга, в которой говорится обо всем сразу, но это не куски, которые понадерганы отовсюду и вставлены в порядке некой такой сборной солянки. Это синтез. Книга, притом что в ней поднимаются различные темы, написана на одном понятийном концептуальном языке, она написана единым авторским коллективом, потому что люди, которые принимали участие в работе над ней, обладают одним интересным качеством: их все-таки понемножку интересует все.

Аверьянов

Третья часть Доктрины называется “Русское государство”. Она вызвала достаточно серьезный фурор среди политологов, потому что мы впервые достаточно уверенно и спокойным тоном показали, что идеал демократии, который сейчас распространен во всем мире, рассматривается как некий общепринятый, не подвергаемый сомнению и ревизии, не самом деле очень относителен. Мы пришли к выводу, что в любом масштабном государстве, государстве, которое реализует себя на большом историческом отрезке, демократическое начало находится в равновесии с несколькими другими началами. Эта идея в принципе не новая, но в Доктрине она звучит свежо. Этими началами, помимо демократии, являются начало автократическое, то есть единоначалие, единовластие и начало аристократическое, то есть власть квалифицированных элит, квалифицированных меньшинств. Таким образом, третий аристократический принцип сочетается с властью большинства и с властью первого лица, верховной властью. Если посмотреть на прецеденты, мы увидим, что в истории наиболее успешными были те государства, которые, по крайней мере, стремились дать каждому из этих начал подобающую ему нишу в государственной работе. И нынешнее такое идолопоклонство в отношении демократии затмевает эту перспективу и во многом сбивает нас с толку, когда мы говорим о государственном устройстве, о политическом движении вперед, о том, какая должна быть Конституция и так далее.

Сейчас многие критикуют Конституцию России, что вполне законно, это нормально. Незаконно только призывать к насильственному свержению конституционного строя, а изменять Конституцию – это законно. Надо тоже механизмы соответствующие готовить, потому что та Конституция, которая была принята в начале девяностых годов, ельцинская, она конечно далека от совершенства и она была выработана, скажем так, в контексте неполноценного политического консенсуса. Тогда далеко не все политические силы в стране, далеко не вся нация была привлечена к разработке ее. Надо честно это признать.

Никифоров

Ну что же, я более чем согласен с этим. Мы как раз недавно обсуждали на рабочей группе в Отделе внешних церковных связей под руководством владыки Кирилла, в частности, проблему Конституции современной. И там тоже были высказаны крупнейшими экспертами-правоведами претензии к Конституции, были указаны направления, в которых нужно было бы ее изменять. Потому что сейчас она не способна правовым образом ответить на вызовы современного мира, в частности, это то, что связано с правами человека, иерархии ценностей и так далее.

Махнач

Эта книга – Русская доктрина обращена к русской элите. Дело в том, что самое простое деление любого социума, к сожалению, дает одну и ту же картину. Любого народа, любого общества. Сословий может быть десять, все равно будет одно и то же деление: элита, народ и социальные низы. Я наблюдал за долгие годы занятия историей, что идеальное общество примерно дает такую раскладку: процентов 5 элиты, процентов 75 народа, а процентов 20 все равно остается на социальные низы. Чем больше чиновников будут понимать, что вообще говоря они обслуживающий персонал, уважаемый, хорошо оплачиваемый, но обслуживающий персонал, тем больше у них будет шансов остаться в элите, остальных вышибут из нее. Не в народ – в социальные низы.

Я сказал, что социум делится на три части. Надо участь сложность России ХХ-ХХI века. В свое время мой коллега Шамиль Султанов четко различил элиту и квазиэлиту, это было сделано в его труде 95 года. Вот к настоящему моменту другой мой коллега Сергей Марочкин провел еще более сложное разделение, на мой взгляд, верное для России. У нас ситуация еще хуже. У нас элита, квазиэлита и иноэлита. Вот квазиэлиту выталкивают в социальные низы, а иноэлиту уничтожают, ну не обязательно физически, но практически уничтожают. Но глядишь, и кто-то из квазиэлитариев проникнется идеями этой книги и тем самым взойдет в настоящую элиту. С представителями иноэлиты, то есть элиты другого социума, враждебного, этого не произойдет никогда. К ним она точно не обращена.

Никифоров

Еще несколько идей этой книги.

Рудаков

На уровне историческом – это идея исторической преемственности России, причем исторической преемственности, которая выходит за рамки крещение Руси. Это историческая преемственность, которая переходит на метаисторический пласт, идея Римского государства как удерживающего и Восточно-римской империи, Константинопольской империи, как идеи государства реализованного Катехона. Понятно, что эта идея нуждается в развитии и назвать ее простой не получится. Другое дело, что здесь она впервые вписана в контекст других идей, более оперативного плана. Например, в экономике это идея необходимости делать ставку на промышленное производство, на реальный сектор. Это идея того, что только национальное хозяйство, которое имеет твердую опору в стране на национального производителя, может быть конкурентоспособной в современной мировой экономике. На уровне культуры – это идея общенациональной культуры, в которой базовую роль играет традиция православия и других традиционных конфессий России. На уровне демографии – это необходимость решения данного вопроса с опорой на комплексный подход. И мы здесь опять говорим о том, что только изменение нравственной ситуации в стране, а не только экономические какие-то меры и не только меры информационного характера это способны решить.

Если говорить об аудиториях, то есть несколько аудиторий. Есть аудитория, которая находится, как ни странно, в перспективе времени, ближайшей к нам. Хотя может быть более отдаленной с точки зрения социальной – это политические элиты, это лица принимающие решения. А есть другая аудитория. Это те люди, которые будут принимать решения, может быть, через 20-30 лет. Это школьники и студенты, которые сейчас с огромным интересом читают эту книгу, и кто знает, какой отпечаток она наложит на их мировоззрение. На самом деле не так просто было сделать книгу, которая служила бы этим двум целям одновременно. Стать неким ориентиром для действующих политиков, которые решают некие политические задачи сейчас и стать мировоззренческим стимулом, неким стержнем, вокруг которого формируется видение мира для 15-летнего парня, который сейчас заканчивает школу и думает, чему посвятить свою жизнь. Кстати говоря, сигналы от этой аудитории идут, часто достаточно приходится слышать о том, что именно среди юношества, среди мыслящей молодежи эта книга находит своего читателя. Им действительно это все очень интересно, они действительно получают здесь то, на что в противном случае им пришлось бы затратить годы, может быть, интеллектуальных поисков. Русская доктрина – это оружие сознания, которое устремлено в будущее. Это некий стратегический резерв, который может быть в 2010, 2020, 2040 году даст еще о себе знать.

Никифоров

Вот этот проект “Русская доктрина”, чем он отличается от других?

Махнач

Тем, что он почти сумел стать всеобъемлющим. Все проблемы охвачены, огромный коллектив серьезных людей делал его. Тем не менее, мне жалко, что некоторые не участвовали. Но такого масштабного не было еще. И более того, не появится в ближайшее время со-масштабного труда.

Никифоров

Вот что пишет об этой книге митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. “…Это не просто “Вехи”, это не “Из глубины”, это не “Из-под глыб”, это именно Русская доктрина. Я не думаю, что ее нужно было бы просто поставить на полку, как замечательный образец русской общественной, социальной мысли начала XXI века. Полагаю, что в нем содержатся такие мысли, которые людям будут интересны и через десять, и пятнадцать, и двадцать лет. Но помимо чисто теоретического интереса этот документ мог бы иметь и практическую пользу в том случае, если бы он стал органической частью очень широкого общенационального дебата о базисных ценностях России”.

Я думаю, что на Всемирном Русском Соборе, который взял эту книгу в качестве платформы для своего будущего заседания, это и будет тем самым вызовом интеллектуальным, на который Собор даст свои ответы. Спасибо большое всем, кто сегодня присутствовал в студии. О Русской доктрине, о книге которая появилась только что в магазинах, мы беседовали с людьми, которые непосредственно причастны к ее созданию. Это Виталий Владимирович Аверьянов, Александр Борисович Рудаков и Владимир Леонидович Махнач.

Спасибо. Помогай вам Бог в ваших добрых размышлениях о судьбах России.

вверх