Святой базис
Церковь продвигает свой национальный проект
Пока государственные мужи обсуждают плюсы и минусы идей
суверенной демократии, иерархи крупнейшей российской конфессии -- Русской
православной церкви начинают активную презентацию собственной модели будущего
страны. “Проект модернизации России на основе духовно-нравственных ценностей и
консервативной идеологии” -- так характеризуют свое детище разработчики
концепции “Русская доктрина”.
В понедельник о “Доктрине” говорили в московском Свято-Даниловом монастыре --
резиденции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь под патронатом
главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата
митрополита Кирилла
прошли Соборные чтения -- одна из открытых встреч в рамках Всемирного
русского народного собора (возможно, главного общественного проекта РПЦ). “Собор
впервые провел слушания по “Русской доктрине” 1 января 2005 года в Союзе
писателей России”, -- напомнил присутствующим митрополит Кирилл. Упоминание
литературного объединения было нелишним -- по правую руку от владыки сидел
почетный гость, глава Союза писателей Валерий Ганичев.
Однако всерьез говорить о перспективах проекта имеет смысл лишь сейчас -- как
заметил митрополит Кирилл, за два с половиной года “в текст доктрины были
внесены значительные изменения, и он приобрел, на наш взгляд, большую
целостность”. “Хотелось бы надеяться, что совместная работа над проектом
перерастет в широкое общественное обсуждение базисных ценностей России,
сохранение которых в свою очередь стало бы главным приоритетом каждой из
политических партий”, -- высказал пожелание владыка Кирилл. Творчески
переосмыслив марксистскую терминологию, митрополит добавил: “Политика -- это
всего лишь надстройка, а базисные ценности не могут быть предметом политического
компромисса”.
Как заметил глава ОВЦС, задача сохранения национально-духовных традиций русского
народа не может быть решена без модернизации страны. “Очевидно, что требуются
серьезные созидательные усилия в социальной и экономической сфере”, --
подчеркнул владыка Кирилл и начал разговор на тему, казалось бы, далекую от
церковной проблематики. “Усиливающаяся нестабильность мировой финансовой системы
требует от России выработать собственную логику валютно-денежных отношений,
чтобы серьезные изменения на мировом финансовом рынке не обернулись глубоким
кризисом отечественной экономики”, -- заметил митрополит. По его словам, есть
большая доля правды в позиции разработчиков “Русской доктрины”, когда они
говорят, что для достижения этой цели государство должно контролировать
использование природных ресурсов страны и ее энергетических мощностей. Под
контролем должны находиться финансы, внешняя торговля и ВПК. Это необходимо
делать, разумно сочетая преимущества рынка и государственного регулирования
рыночных процессов в интересах всего общества. “Возвращение государству его
законных источников дохода, а народу -- социальной справедливости должны стать
главной задачей подлинно национальной российской элиты”, -- подытожил митрополит
Кирилл, вновь напомнив о том, что “Русская доктрина” -- проект внепартийный, а
точнее, надпартийный.
Но пока его официально взяла за основу лишь одна партия -- незарегистрированная
“Великая Россия”. Ее лидер, член думской фракции “Справедливой России” Андрей
Савельев сидел на почетном месте, неподалеку от владыки Кирилла и его
заместителя, протоиерея Всеволода Чаплина.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин,
комментируя “Времени новостей” выступление митрополита Кирилла, заметил, что
интерес владыки к лагерю “профессиональных патриотов” не случаен. “В свое время
он в церкви считался западником. Кирилл -- ученик митрополита Ленинградского и
Новгородского Никодима (Ротова), который умер в 1978 году, во время аудиенции у
Папы Римского. “Никодимовцы” считались, условно говоря, западниками --
консервативные церковные группы относились к ним не очень хорошо. Сейчас для
владыки Кирилла важно показать, что он никакой не западник, что он патриот и не
меньший славянофил, чем самые последовательные славянофилы”, -- считает г-н
Макаркин.
По мнению политолога, “Доктрину” нельзя считать выражением мнения всей Русской
православной церкви. “В РПЦ существует множество разных центров влияния -- и при
нынешнем патриархе, и при его предшественниках. Проекты, связанные с Русским
народным собором (включая идеологию “Русской доктрины”), конкретно связаны с
именем владыки Кирилла”, -- полагает г-н Макаркин.
Участники Соборных чтений смогли убедиться в серьезности намерений разработчиков
“Русской доктрины” -- для большей наглядности всем была роздана одноименная,
весьма увесистая книга. Авторы 800-страничного труда, похоже, решили охватить
все аспекты российской действительности. В числе прочего он содержит разделы
“Очищение государства”, “Преобразования правовой системы”, “Экономика “русского
чуда”, “Создание миграционной “мембраны”, и, наконец, “Русская доктрина и ее
противники”. В число противников, по словам
одного из
разработчиков “Доктрины” философа Виталия Аверьянова, попали не только
ультралибералы, но и ультраправые. “Радикальный национализм -- это не русское
явление”, -- открестился от сторонников экстремистских идей г-н Аверьянов.
Сидевший за одним с ним столом официальный лидер "великороссов" Андрей Савельев,
подписавший в свое время
известное "письмо пятисот", которое многие сочли откровенно
антисемитским, это не комментировал.
Михаил МОШКИН
(Время новостей, 21.08.2007)